Ответ в теме: ПВЗ — история завода

Главная Форумы История СССР ПВЗ ПВЗ — история завода Ответ в теме: ПВЗ — история завода

#11596

История завода от Николая Павлова.

 

«Одним из самых узнаваемых в СССР и за рубежом видов продукции, выпускаемых промышленными предприятиями Пензы были — велосипеды и мотовелосипеды с маркой «ЗИФ» или «ПВЗ». За годы активной производственной деятельности заводом было выпущено более 39 миллионов веломашин разных модификаций. Выпускал эти веломашины Пензенский завод имени Фрунзе, это имя было присвоено в 1933 году, пензякам более известен как «велозавод».

Завод организован в 1915 году как «Казённый трубочный завод №3», по решению Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) и утверждён Царским Указом. Завод был спроектирован заново, с передовым оборудованием и прогрессивными технологиями, впервые в России применили индивидуальные приводы для оборудования. Строительство велось на свободной площадке, на окраине города. Назначение завода — производство взрывательных трубок для ручных гранат и артиллерийским снарядам, артиллерийских взрывателей и капсюльных втулок.

Изменения государственной и политической системы в 1917 году, внесло коррективы и в деятельность завода. С окончанием Гражданской войны в СССР потребность в вооружении значительно сократилась. Созданные на заводе мощности, по выпуску продукции военного назначения, кадры рабочих и ИТР оказались не задействованы. Правительство поставило перед руководителями народного хозяйства задачу по переводу заводов военпрома на выпуск товаров широкого спроса. Головная организация «Патрубтрест»(патронно трубочный трест) в состав которого входило 8 заводов, в т.ч. и завод №50(ЗИФ). За всеми этими заводами в 1928 году закрепили определённые виды продукции, за ЗИФом — велосипеды, самый сложный вид продукции из всех 8 заводов.

Патрубтрестом, через посредника, (никто не хотел иметь дело с военным ведомством) были закуплены образцы велосипедов и конструкторская документация у английской фирмы «BSA» — три ружья. В 1931 году началось серийное производство велосипедов. До 1938 года заводом было выпущено 838484 веломашины. Выпуск велосипедов был возобновлён в 1946 году.

Отсюда начинается моя версия зарождения мопеда в СССР, не подкреплённая документально.

В 1954 году Мотовелопром в Г Харькове организовал ЦКТБвелостроения (центральное конструкторско-технологическое бюро), которое находилось в их прямом подчинении, хотя и располагалось в корпусах велозавода ХВЗ. Задачей ЦКТБ Было: — создание новых видов велопродукции, для заводов входящих в структуру Министерства автомобильной промышленности, систематизации уже выпускаемой продукции, разработка нормативно-технической документации,ГОСТов и ОСТов на велопродукцию. ЦКТБ набрав силу стал размещаться на своих площадях, была создана собственная производственная база.

В начале 50-х на ХВЗ Прибыловым Ф.А. был создан двигатель Д-4. На базе этого двигателя в ЦКТБ создали первый образец мотовелосипеда и совместно с ХВЗ выпустили первую партию. Затем разработку передали на развивающийся завод в г.Львов. ЗИФ же не входил в структуру Автопрома.

На ЗИФе разработки к выпуску мопеда начались в 1957 году. За концепт видимо была взята разработка ЦКТБ. Рассматривая конструкцию рам на ЛВЗ — В902 и на ЗИФе- МВ16 можно с уверенностью сказать, что они одинаковые, за исключением некоторых незначительных, скорее технологических чем конструктивных, отличий. В декабре 1959г. на ЗИФе были выпущены первые мопеды, а в 1960 году их было выпущено 504 штуки. До этого двигатели устанавливались в заводских условиях на дорожные велосипеды 1В (есть фото с участка сборки). В январе 1978 года с конвейера сошёл 2-х миллионный мопед марки «ЗИФ-77».