Мотовелосипед «Белка» В-905 (1959-1961)

Главная Форумы История СССР Львовский мотозавод Мотовелосипед «Белка» В-905 (1959-1961)

Просмотр 13 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #11640

      Двигатель Д4

      Помимо выпуска серийных мотовелосипедов В-902 и их регулярной модернизации, конструкторы завода постоянно работали над перспективными моделями. Несколько опытных мотовелосипедов имели индекс В-905, некоторые из них даже выпускались небольшими партиями. Ни один из этих мотовелосипедов не дошёл до конвейера, а после начала производства «Львовянки» производство лёгких мотовелосипедов было окончательно переведено на ПВЗ.

      http://mopedmuseum.ru/history/lmz-v905/

    • #11622
      Oleg ACOleg AC
      Участник

      Сколько осталось экземпляров ЛВЗ В-905 «Белка»? Недавно увидел во львовском музее В-905 Белка. А сколько их вообще было и сколько сохранилось?

    • #11822
      Oleg ACOleg AC
      Участник

      По «Белке» сохранились и рекламные плакаты и даже в планах на 62 год она была заявлена в тыс. штук. Однако, по факту так и осталась экспериментальным мотовелосипедом.

    • #11836
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      Добавлю рекламу Белки.

    • #11952
      Oleg ACOleg AC
      Участник

      А вот и видео ЛВЗ В-905 живого экземпляра

       

    • #11970
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      Если посмотреть глазами потребителя, то я бы выбрал и купил бы В-905. Имею многолетний опыт езды на В-902 и МВ-042. Плюсы В-905 сравнением с серийным МВ-042. Ящик инструментальный удобней на В-905, бак увеличенного объёма, многие детали взаимозаменяемы от В-902 (крылья, багажник, сидение, вилка). Из удобств на В-905 добавлю только основное отличия: широкое сидение, руль, задняя подвеска, вес (он легче МВ-042). Жаль что не стали его серийно делать, причину тогда директор много кратно повторял в статье в журнале. МВ-042 дешевле и быстрей в налаживаний её в серийное производство.

    • #12108
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      Всем привет! Благодаря коллегам по поиску всякой нужной мне информаций, я смогу показать и сравнить два В-905 «Белка». Спасибо им за такую теперь возможность! Это 1959 года выпуска (г. Москва из музея) и 1961 года (г. Львов из музея). Не буду вдаваться в подробности их окраски, это может каждый сделать самостоятельно.

      Итак видим два экспериментальных мотовелосипеда В-905 «Белка»:

      1959

      1961

      Пробежимся поверхностно и найдём, что у них есть общего между 59 и 61 годов выпуска? Двигатель Д-4, бак такой же объём, колёса, педальный узел, сидение, багажник с ящиком, шильдик, катафот, подставка центральная, надписи на щитках цепи «Львов».

      Потом можно указать, какие запчасти и узлы применили от предыдущей модели В-902?

      На В-905 так же установлен Д-4, но глушитель установлен с коротким патрубком. Использовали задний багажник с ящиком, но теперь с упором сбоку для насоса. Дизайн бака тоже формы капли и на нём тоже применили такую же пробку и кран. На В-905 59 года установлен такой же руль как и на В-902. А на 1961 году ставили уже широкий руль который и дальше перешёл на МВ-042. Оба крыла на 61 году выпуска, такие же как и на серийном В-902 ( размеры и форма крыла одинаковые). А вот на В-905 1959 года крылья не много модернизировали: сделали по бокам грязезащитные вставки, переднее не много укоротили, изменён и крепёж крыла к вилке и раме.

      Хотелось бы обратить внимание на наличие статуэтки льва на переднем крыле в 59 году, на 61 году его убрали и виден его силуэт по бокам бака. Потом на В-905 изменилась установка заднего колеса сзади в прорези рамы, раньше на В-902 колесо устанавливали снизу. Там же видны на В-905 натяжители колеса, по такому же принципу как на Риге -13. Шатуны педалей стали заметно короче, чем были на В-902. Педали на всех В-905 сделаны из пластмассы. Звезда вело привода стала на всех В-905 меньше по диаметру.

      Теперь отличия В-905 59 и 61 годов выпуска. Сразу бросается в глаза, это передняя и задняя вилка. На одном передняя коротко рычажная, на другом телескопическая. У задней вилки дропа на 61 году усилена значительно косынкой. Есть отличия по креплению к раме глушителя: 59 год слева сбоку, на 61 есть крепление над глушителем как потом и на МВ-042 применили. Инструментальные ящики были сделаны тоже из разного материала: 59 металл и 61 из пластмассы. Имеют отличия крепление моно амортизатора к раме: 59 ниже, а 61 выше. Есть отличия по хомуту затяжки подседельной трубы: 59 сзади и 61 спереди. Под баком отличаются расположение бензо краника: 59 слева, 61 справа по ходу. Потом наличие упора на раме и нижней траверсе передней вилки, чтобы телескопическая вилка не билась об бак при повороте. Реактивная тяга на передних тормозах тоже имеют отличия: 59 длинная и 61 короткая. Отличия щитков цепи 59 и капота двигателя 61 по размерам и способ их крепления: 59 крепили к низу задней вилки, а капот 61 к упорам на раме. И так видим абсолютно разную концепцию дизайна 59 и 61 годов. В 59 акцент капотирования сделан на колесах, а в 61 на двигателе. Установка фары: 59 под рулём хомутом как на В-902, 61 на нижней траверсе вилки. Разный раскрой сидений виден на обоих и способ крепления верха к основанию сидения: 59 посажен на клей, 61 на заклёпках. Комбинированное по цвету сидение дебютировало тоже на В905.

      И так, за счет увеличенного сечения удалось повысить жесткость рамы, по сравнению с В-902. С помощью такой рамы на В-905 ушли от концепции треугольной рамы вообще. И удалось выиграть места при компоновке агрегатов. Ещё надо отметить впервые появление моноамортизатора в задней подвеске. Все эти наработки не были напрасны и были реализованы в той или иной степени на Львовянке и последующих легких мопедах МВ. Моноамортизатор впервые давал возможность сделать комфортнее езду на мотовелосипеде по неровной дороге, что в сочетании с мягким подпружиненным сидением создавало комфорт, который был соизмерим с мотоциклетным. И благодаря раме с низким расположением монотрубы ездить на В-905 стало удобно дамам, что на В-902 вызывало у них дискомфорт. Им не нужно было перебрасывать ногу через сидение, а перенести ее через раму, а В-902 так нельзя было. Таким образом, ЛВЗ уже в 1959 году технически имел отличия от других заводов, которые продолжали выпускать неподрессоренные задние подвеску на своих моделях. Это и стало фирменным признаком ЛВЗ вплоть до Тисы. А заложено это было еще в В-905.

      Единственно ещё не понял куда крепили вело динамку на В-905? Пишите ваши варианты и дополняйте к сказанному, что я не заметил в сравнений. Жаль, что они три года думали (59-61) и в итоге в 62 году его не утвердили на серийное производство с новым двигателем Д-5.
      Хочу тут поблагодарить за консультацию Олега АС.
      Спасибо Всем за внимание!

    • #12147
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      Снова Всем привет! Хочу с Вами поделиться историей о появления В-905 и что потом произошло дальше с ней. Мой будет рассказ основан на публикаций в журналах и фоторекламах. Через это мы сможем примерно узнать как всё происходило тогда. Буду историю разделять на несколько публикаций.

      1. Начало.

      И так первое упоминание и фото появилось в журнале «За Рулём» июль 1959 года. О названий модели нет и слова ещё, только краткое его описание и на обложке его фото. Привожу только отрывки касаемо новой перспективной модели. Всё что они перечислили в статье, многие эти детали реально в будущем внедрили в новую модель мотовелосипеда. Ещё заметил, в каждой статье говорят о «экономии», «себестоимость», «о быстром внедрений в производство» и » мы выполним задание партий».

      «Капрон вместо металла» В. Суворов, главный конструктор Львовского велозавода.

      «… Впервые в практике отечественного мото- велостроения на заводе сконструирована установка для изготовления различных деталей из отходов капрона: подшипников кареточного узла, конуса рулевой колонки, насоса, инструментального ящика, корпуса педалей. Обычная педаль имеет 24 детали, а капроновая — только три. Применение капрона облегчает вес и снижает себестоимость мотовелосипедов и мопедов. По нашим подсчётам , завод за счет этого должен получить годовую экономию 2,5 — 3 млн. рублей и сберечь 50 тонн металла.

      Мотовелосипеды с деталями из капрона прошли испытания и показали высокие эксплуатационные качества.

      В экспериментальном цехе можно увидеть образцы мопедов, разработанные на заводе. Это продукция ближайших лет. Наиболее перспективная модель имеет V — образную трубчатую раму без литых и штампованных узлов. Машина снабжена надежными тормозами, у нее хорошая амортизация, удобное седло, изготовленное с применением пористой резины и пластмасс. Двигатель расположен под рамой, что облегчает посадку и предохраняет одежду от загрязнения. Низкое седло позволяет при остановке опираться ногами на землю; благодаря этому езда становиться менее утомительной. Испытания показали, что мопед хорошо «ведет себя» на дорогах различного профиля. Работа над новыми конструкциями продолжается.»

      Фото от Н. Боброва «Новая техника» 1.Экспериментальные образцы новых мопедов.

      Продолжение следует…

    • #12495
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      2. «Белка» успешно прошла испытания.

      И так продолжаем знакомить с историей этого редкого мотовелосипеда. Тут мы сможем узнать уже его полное название и подробные технические характеристики из журнала «За Рулём» июль 1960 года. Текст и фото взято с этого сайта:

      https://www.zr.ru/archive/zr/1960/07

      «Львовские мотовелосипеды» В. Суворов, главный конструктор Львовского велозавода.

      «Работы по модернизации В-902 подготовили создание нового мотовелосипеда «Белка», которому присвоен индекс В-905. «Белка» имеет привлекательный внешний вид. Отличительная ее черта — применение V-образной однотрубчатой рамы из литых и штампованных узлов. Она обладает достаточной прочностью и позволяет еще более снизить расположение седла. Это исключает необходимость при частых остановках слезать с мотовелосипеда.

      Двигатель мощностью 1,5 л.с. вынесен под раму, где приваривается кронштейн для его крепления. Такая подвеска двигателя облегчает посадку водителя и предохраняет его одежду от загрязнения. Кронштейн одновременно является верхней частью подножки.

      На мотовелосипедах В-905 будет устанавливаться полужесткое седло мотоциклетного типа с подушкой из пористой резины. Подвеска заднего колеса снабжена амортизатором, выполненным в виде входящих друг в друга металлических стаканов, внутри которых размещена пружина. На щитке заднего колеса предусмотрена установка фонаря и номерного знака.

      Устройство для регулировки натяжения цепей располагается на наконечнике рамы. Инструментальный ящик, имеющий форму пенала, размещается под багажником.

      Опытные образцы мотовелосипеда «Белка» успешно прошли испытания и рекомендованы к серийному производству.»

      Данные мотовелосипеда В-905:

      База, 1100мм
      Низшая точка, 150мм
      Высота, 850-950мм
      Вес, до 25кг
      Грузоподъёмность , до 100 кг
      Скорость, до 50 км/час
      Емкость бака, 3.5 л
      Мощность двигателя, до 1,5 л.с.

      Продолжение следует …

    • #12496
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      3. Быть или не быть В-905?

      В этом выпуске нам сообщат о возможном появлений новых перспективных Львовских мотовелосипедов с новым двигателем Д-5. У «Белки» ещё появился конкурент «Днестр». Статья из журнала «За Рулём» октябрь 1961 года. Текст и фото взято с этого сайта:

      https://www.zr.ru/archive/zr/1961/10/poluchai-rodina-novyie-mototsikly#8

      XXII съезду КПСС

      «ПОЛУЧАЙ,РОДИНА,НОВЫЕ МОТОЦИКЛЫ!» В.Рогожин начальник и главный конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения

      «Чтобы повысить технический уровень новых моделей мотоциклов, мотороллеров и мопедов, конструкторско-экспериментальные группы должны решить целый ряд задач. В частности, необходимо снизить вес машин, использовать легкие металлы, пластмассы и штампованные конструкции. Следует увеличить долговечность двигателей за счет повышения крутящего момента, повысить их мощность без увеличения числа оборотов, улучшить систему смазки и применить усовершенствованные воздухофильтры. Нужно также улучшить топливную экономичность, повысить комфортабельность и долговечность экипажной части (применение новых конструкций передних вилок и задних подвесок), обеспечить большие удобства и надежность органов управления мотоциклов и т. д.

      В преддверии ХХII съезда КПСС заводы мотоциклетной промышленности приняли высокие социалистические обязательства, направленные на скорейшее усовершенствование конструкций‚ создание новых моделей, широкое внедрение комплексной автоматизации и механизации. Их выполнение обеспечит производство надежных, комфортабельных и дешевых мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов.

      На Ленинградском заводе начинается выпуск усовершенствованного двигателя Д-5 для мотовелосипеда. Новый двигатель имеет большую литровую мощность, лучшую тяговую характеристику и надежность.

      С 1962 года увеличивается производство мотовелосипедов на Львовском и Пензенском заводах. Львовский завод создал в двух вариантах опытные образцы мотовелосипедов «Днестр», которые сейчас проходят испытание. Конструктивные варианты мотовелосипеда «Днестр» отличаются между собой экипажной частью: первая — трубчатая, вторая — штампованная, более удобная для массового производства. Оба варианта снабжены передней и задней подвесками, улучшающими комфортабельность и надежность по сравнению с предыдущей моделью. На мотовелосипеде «Днестр» установлен двигатель Д-5. К съезду Львовский завод принял обязательство создать новую перспективную модель мопеда.
      Многотысячный коллектив работников мотоциклетной промышленности с огромным воодушевлением встречает XXII съезд родной Коммунистической партии.»

      Мотовелосипед «Днестр»

      Продолжение следует …

    • #12151
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      4. Реклама мотовелосипеда «Белка» модель В-905

      С каждым годом В-905 внешне менялся в лучшую строну, его готовили для показа на выставке 1961 году. На нём впервые появился Д-5, вроде были все шансы победить! Но чем же мог тогда, новый мотовелосипед нас порадовать?

      Описание и техническая характеристика

      «Мотовелосипед — универсальная машина, которая служит транспортом для передвижения в различных дорожных условиях. Удобная при езде конструкция рамы позволяет пользоваться мотовелосипедом как мужчинам , так и женщинам. В отличие от велосипеда — мотовелосипед, благодаря наличию V — образной рамы, пониженному центру тяжести , имеет лучшую маневренность, которая в сочетании с амортизирующими передней и задней подвесками, небольшую удельному давлению на грунт, обладает повышенной проходимостью по булыжнику и грунтовым дорогам. Широко применен капрон в качестве подшипников скольжения и корпусных деталей.

      Новая форма седла и руля значительно уменьшает утомляемость водителя и улучшает комфортабельность при езде.

      Управление мотовелосипеда простое, быстро осваивается начинающим водителем. Езда не требует прав от водителя. На мотовелосипеде можно ездить с выключенным двигателем, вращая педалями как на обыкновенном велосипеде.

      Мотовелосипед пригоден для дальних поездок в пределах 200 км без дополнительной заправки бензобака, расход топлива на 100 км пути составляет 1,6 литра.

      База … 1150 мм
      Клиренс … 90 мм
      Длина … 1790 мм
      Ширина … 650 мм
      Высота … 950 мм
      Вес … 34 кг
      Грузоподъёмность … 100 кг
      Макс. скорость … 50 км/час
      Двигатель двухтактный, модели Д-5
      Число цилиндров … 1
      Рабочий объём цилиндра … 45 см 3
      Степень сжатия … 5,2
      Емкость топливного бака … 3,5 л
      Мощность … 1,4 л.с.
      Система смазки — смесь автола с бензином
      Моторная ножная передача — цепная, цепь втулочно — роликовая 12,7 х 3,4
      Рама — однотрубчатая, изогнутая, сварная
      Передняя вилка — с резиновым амортизатором
      Подвеска заднего колеса — цельноштампованная с пружинным амортизатором
      Размер шин — 599 х 48 (26″ х 2»).
      Колеса: переднее — с втулкой и колодочным тормозом; заднее — с втулкой «Торпедо».

      Конструкция разработана новаторами завода.

      Продолжение следует…

    • #12152
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      4.Планы 1960 года.

      Мне в этом году на глаза попалась такая вот таблица: » Дорожные модели выпуска 1960 года».

      Где я увидел, как В-902 будет сниматься с производства в 1960 году. А вот В-905 в 1960 году запланирован ставиться на производство. Жаль не указали тираж их производства. Ещё можно добавить по мопедной теме о Риге-1, который тоже в 1960 году планировали ставят на производство. Из всего этого делаем вывод: все планы намеченные по мопедам на 1960 год мы все знаем не воплотились в жизнь. А В-902 и дальше производили до 1963 года, и Ригу-1 начали только серийно выпускать с 1961года. В-905 так и остался только на бумаге. Ещё я обратил внимание на смену главного конструктора Львовского велозавода. До 1962 года был В. Суворов, а с 1962 года В. Омельченко. И при В. Омельченко в 1962 году чудным образом пошла в производство МВ-042 «Львовявка», быстро обскакав В-905 «Белку» и МВ-041 «Днестр». Про МВ-042 мы потом детально с Вами поговорим…

      Продолжение следует…

    • #12153
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      5. Итоги 1961 года.

      После новостей в октябре 61 году, где мы только в основном узнали о обязательстве Львовского завода создать новую перспективную модель мопеда к съезду. А какую именно выбрали модель, точного ответа нам так и не дали. Что же они там на съезде решили то? И вот вскоре в декабре 61 года, нам неожиданно сообщили такаю «радостную» новость! Статья из журнала «За Рулём» декабрь 1961 года. Текст и фото взято с этого сайта:

      https://www.zr.ru/archive/zr/1961/12/mototsikly-blizhaishikh-liet#14

      Вкратце: «В принятой ХХII съездом КПСС новой Программе партий поставлена задача: в ближайшие годы в достатке удовлетворить в потребности всех слоев населения в самых разнообразных высококачественных товарах широкого потребления, в том числе и в продукций нашей мотовелопромышленности: мотоциклах, мотороллерах, мопедах и мотовелосипедах. … Это будет новый шаг на пути к выполнению одной из задач в области подъёма материального благосостояния народа, выдвигаемых Программой партий.

      В ближайшие годы не предполагается строить новые заводы, производство будет увеличено за счет совершенствования технологий и некоторого расширения существующих предприятий.

      Мотолюбителей, конечно, интересует, а какие же мотоциклы новых конструкциях будут выпускаться у нас в ближайшие годы?»

      «Мотоциклы ближайших лет»

      В дни работы ХХII съезда КПСС на Выставке достижений народного хозяйства была открыта экспозиция «Машины и приборы культурно-бытового и хозяйственного назначения». Большое место на ней занял показ продукции мотоциклетной промышленности. Львовский завод продолжает выпускать мотовелосипеды В-902 с двигателями Д-4. Одновременно он готовит к производству новую модель. У нее будет штампованная рама и подрессоренное заднее колесо. Образцы этого мотовелосипеда проходят испытания, и выпуск его должен быть начат в 1962 году.»

      На снимке нашего фотокорреспондента В. Довгялло представлен опытный образец: мотовелосипед «Львовянка», выпуск которого начнется со второй половины 1962 года.»

      Что стало причиной поменять своё решение в пользу «Львовянки»? Об этом Вы узнаете в следующем рассказе.

      Продолжение следует…

    • #12155
      Олег МокиенкоОлег Мокиенко
      Участник

      6. В-905 не оправданная надежда.

      В журнале «За Рулём» июнь 1962 года появилась от главного конструктора В. Омельченко статья, где он подверг критике все заводские мотовелосипеды!

      «Львовянка» появиться в этом году.

      » Мотовелосипеды выпускаются у нас уже несколько лет, между тем конструкция этих машин еще далека от совершенства и вызывает справедливые нарекания потребителей. Основное из них — велосипедная конструкция экипажной части, очень слабо защищающая водителя от грязи, бензина и масла во время езды. Отсутствие амортизаторов на заднем колесе затрудняет езду по грунтовым дорогам, а жесткое сиденье делает посадку водителя неудобной.

      Решения ХХII съезда КПСС, Программа партии наметили на ближайшие годы резкий рост выпуска товаров народного потребления. В частности, должно быстро увеличиться производство мопедов и мотовелосипедов. В скором времени они составят значительную часть продукции нашей мотоциклетной промышленности. В связи с этим перед работниками заводов встала неотложная задача — создать надежный и быстроходный, комфортабельный и красивый мотовелосипед, отвечающий самым современным техническим требованиям. За разработку такой машины взялась группа молодых конструкторов Львовского завода мотовелосипедов. Они не пошли по пути введения отдельных малозначительных новшеств, а решили внести коренные изменения в конструкцию. Так появился мотовелосипед МВ-042 «Львовянка», мало чем похожий на своих старших «собратьев».»

      И тут нам ниже открывают глаза о причине отказа от «Днестр» и «Белки»: «Конструкторы шли к созданию мотовелосипеда МВ—042 нелегким путем; «Белка», «Днестр» — вот его этапы. Эти машины не оправдали возлагавшихся на них надежд и не были внедрены в производство.

      «Львовянка» коренным образом отличается от них. На смену велосипеду с мотором пришла комфортабельная, надежная машина, своего рода микролитражный мотоцикл. Заводские и межведомственные испытания показали, что «Львовянка» обладает высокими эксплуатационными качествами. Технический совет ЦКЭБ мотоциклостроения рекомендовал ее к серийному производству.

      Коллектив Львовского завода мотовелосипедов понимает, что эту дешевую, удобную машину с нетерпением ждут мотолюбители. Он прилагает все силы, чтобы «Львовянка» появилась у потребителей уже в текущем году. Выпуск ее предполагается начать в IV квартале.

      Однако, помимо бесспорных достоинств, у «Львовянки», с нашей точки зрения, есть и недостатки, унаследованные от ее предшественников, в частности от мотовелосипеда В-902. Это прежде всего маломощный двигатель, несовершенный велогенератор, отсутствие коробки передач, две цепи.»

      Но их поиски найти удачную конструкцию не прошли даром. Ведь все наработки с экспериментальных моделей были успешно внедрены в новую модель МВ-042. Ниже на фото можно узнать руль, сидение, переднею телескопическую вилку и схожею по конструкций заднею маятниковую подвеску с качающим кареточным узлом как и на последнем образце В-905 1961 года.

      Хочу тут отблагодарить людей, за предоставленные мне фото материалы. Это Олега АС и Владимира Гордеева. Спасибо Вам за помощь!

      Всё конец этой историй!

Просмотр 13 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.