ПВЗ — история завода

Главная Форумы История СССР ПВЗ ПВЗ — история завода

Просмотр 2 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #11595

       

       

      1913

      Предложение о строительстве специального завода для производства боеприпасов было внесено в Государственную Думу России 13 июля 1913 года, а в мае 1915 года были выделены средства для его строительства. Строительство завода было ускорено необходимостью увеличения поставок боеприпасов на фронты Первой мировой войны, а также переходом Петроградского трубочного завода к изготовлению другого вида боеприпасов.

      1915

      Завод организован в 1915 году как «Казённый трубочный завод №3», по решению Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) и утверждён Царским Указом. Завод был спроектирован заново, с передовым оборудованием и прогрессивными технологиями, впервые в России применили индивидуальные приводы для оборудования. Строительство велось на свободной площадке, на окраине города. Назначение завода — производство взрывательных трубок для ручных гранат и артиллерийским снарядам, артиллерийских взрывателей и капсюльных втулок. С 1915 по 2015 год не прекращал выпуск продукции, для производства которой и был создан.

      1917

      Изменения государственной и политической системы в 1917 году, внесло коррективы и в деятельность завода.

      1918

      Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием прибыли в Пензу 350 квалифицированных рабочих.

      С окончанием Гражданской войны в СССР потребность в вооружении значительно сократилась. Созданные на заводе мощности, по выпуску продукции военного назначения, кадры рабочих и ИТР оказались не задействованы.

      1928

      Правительство поставило перед руководителями народного хозяйства задачу по переводу заводов военпрома на выпуск товаров широкого спроса. Головная организация «Патрубтрест»(патронно трубочный трест) в состав которого входило 8 заводов, в т.ч. и завод №50 (ЗИФ). За всеми этими заводами в 1928 году закрепили определённые виды продукции, за ЗИФом — велосипеды, самый сложный вид продукции из всех 8 заводов. В августе 1928 года была изготовлена первая партия. Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем харьковские или рижские, но отличались высокой надёжностью.

      1930

      В феврале 1930 года началось серийное производство велосипедов.

      1931

      В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный. Патрубтрестом через посредника, (никто не хотел иметь дело с военным ведомством) были закуплены образцы велосипедов и конструкторская документация у английской фирмы «BSA» — три ружья.

      1933

      9 апреля 1933 года заводу присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ)

      1935

      В связи с необходимостью выпуска новых взрывателей в начале 1935 года на заводе было организовано часовое производство, которое через пять лет было передано построенному рядом Пензенскому часовому заводу. В том же году были выпущены первые патефоны.

      До 1938 года заводом было выпущено 848838 веломашины.

      1941-1945

      В годы Великой отечественной войны основной продукцией предприятия были боеприпасы.

      1946

      Выпуск велосипедов был возобновлён в 1946 году. Завод выпустил несколько тысяч велосипедов. Было организовано также производство 100-тонных прессов, агрегатных станков различного применения и токарно-револьверных автоматов.

      В 1954 году Мотовелопром в г. Харькове организовал ЦКТБвелостроения (центральное конструкторско-технологическое бюро), которое находилось в их прямом подчинении, хотя и располагалось в корпусах велозавода ХВЗ. Задачей ЦКТБ Было: — создание новых видов велопродукции, для заводов входящих в структуру Министерства автомобильной промышленности, систематизации уже выпускаемой продукции, разработка нормативно-технической документации,ГОСТов и ОСТов на велопродукцию. ЦКТБ набрав силу стал размещаться на своих площадях, была создана собственная производственная база.

      В начале 50-х на ХВЗ Прибыловым Ф.А. был создан двигатель Д-4. На базе этого двигателя в ЦКТБ создали первый образец мотовелосипеда и совместно с ХВЗ выпустили первую партию. Затем разработку передали на развивающийся завод в г.Львов. ЗИФ же не входил в структуру Автопрома.

      1957

      На ЗИФе разработки к выпуску мопеда начались в 1957 году. За концепт видимо была взята разработка ЦКТБ. Рассматривая конструкцию рам на ЛВЗ — В-902 и на ЗИФе — МВ-16, можно с уверенностью сказать, что они одинаковые, за исключением некоторых незначительных, скорее технологических, чем конструктивных, отличий.

      1959

      В декабре 1959г. на ЗИФе были выпущены первые мопеды, а в 1960 году их было выпущено 504 штуки. До этого двигатели устанавливались в заводских условиях на дорожные велосипеды 1В (есть фото с участка сборки).

      1966

      С марта 1966 года завод стали именовать «Велосипедный завод имени Фрунзе». В 1970-е гг. коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий, завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов.

      1971

      В 1971-м году завод наградили орденом Октябрьской Революции.

      1978

      В январе 1978 года с конвейера сошел 2.000.000-ый мопед марки «ЗИФ-77».

      В 90-х годах в рамках кооперации с Рижским мотозаводом «Саркана звайгзне» был налажен бартер продукции. Взамен велосипедов из Латвии поступали мотокомплекты мокиков «Стелла» (до 96-7 года). Окончательная сборка производилась на заводе. Это позволяло снизить расходы на таможенные пошлины и увеличить рынки сбыта. Совместно с рижанами был разработан мотовелосипед оригинальной конструкции «ЗИФ-20» 2-х модификации, первая из которых преимущественно комплектовалась из запчастей латвийского производства.

       

      http://mopedmuseum.ru/istoriya/pvz-history/

    • #11596

      История завода от Николая Павлова.

       

      «Одним из самых узнаваемых в СССР и за рубежом видов продукции, выпускаемых промышленными предприятиями Пензы были — велосипеды и мотовелосипеды с маркой «ЗИФ» или «ПВЗ». За годы активной производственной деятельности заводом было выпущено более 39 миллионов веломашин разных модификаций. Выпускал эти веломашины Пензенский завод имени Фрунзе, это имя было присвоено в 1933 году, пензякам более известен как «велозавод».

      Завод организован в 1915 году как «Казённый трубочный завод №3», по решению Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) и утверждён Царским Указом. Завод был спроектирован заново, с передовым оборудованием и прогрессивными технологиями, впервые в России применили индивидуальные приводы для оборудования. Строительство велось на свободной площадке, на окраине города. Назначение завода — производство взрывательных трубок для ручных гранат и артиллерийским снарядам, артиллерийских взрывателей и капсюльных втулок.

      Изменения государственной и политической системы в 1917 году, внесло коррективы и в деятельность завода. С окончанием Гражданской войны в СССР потребность в вооружении значительно сократилась. Созданные на заводе мощности, по выпуску продукции военного назначения, кадры рабочих и ИТР оказались не задействованы. Правительство поставило перед руководителями народного хозяйства задачу по переводу заводов военпрома на выпуск товаров широкого спроса. Головная организация «Патрубтрест»(патронно трубочный трест) в состав которого входило 8 заводов, в т.ч. и завод №50(ЗИФ). За всеми этими заводами в 1928 году закрепили определённые виды продукции, за ЗИФом — велосипеды, самый сложный вид продукции из всех 8 заводов.

      Патрубтрестом, через посредника, (никто не хотел иметь дело с военным ведомством) были закуплены образцы велосипедов и конструкторская документация у английской фирмы «BSA» — три ружья. В 1931 году началось серийное производство велосипедов. До 1938 года заводом было выпущено 838484 веломашины. Выпуск велосипедов был возобновлён в 1946 году.

      Отсюда начинается моя версия зарождения мопеда в СССР, не подкреплённая документально.

      В 1954 году Мотовелопром в Г Харькове организовал ЦКТБвелостроения (центральное конструкторско-технологическое бюро), которое находилось в их прямом подчинении, хотя и располагалось в корпусах велозавода ХВЗ. Задачей ЦКТБ Было: — создание новых видов велопродукции, для заводов входящих в структуру Министерства автомобильной промышленности, систематизации уже выпускаемой продукции, разработка нормативно-технической документации,ГОСТов и ОСТов на велопродукцию. ЦКТБ набрав силу стал размещаться на своих площадях, была создана собственная производственная база.

      В начале 50-х на ХВЗ Прибыловым Ф.А. был создан двигатель Д-4. На базе этого двигателя в ЦКТБ создали первый образец мотовелосипеда и совместно с ХВЗ выпустили первую партию. Затем разработку передали на развивающийся завод в г.Львов. ЗИФ же не входил в структуру Автопрома.

      На ЗИФе разработки к выпуску мопеда начались в 1957 году. За концепт видимо была взята разработка ЦКТБ. Рассматривая конструкцию рам на ЛВЗ — В902 и на ЗИФе- МВ16 можно с уверенностью сказать, что они одинаковые, за исключением некоторых незначительных, скорее технологических чем конструктивных, отличий. В декабре 1959г. на ЗИФе были выпущены первые мопеды, а в 1960 году их было выпущено 504 штуки. До этого двигатели устанавливались в заводских условиях на дорожные велосипеды 1В (есть фото с участка сборки). В январе 1978 года с конвейера сошёл 2-х миллионный мопед марки «ЗИФ-77».

    • #13194

      И на прощание — еще один фактик, смешной до слез. Как нам признались на заводе, больше всего здесь мечтали бы освоить производство велосипедов. Но увы, гибкость постсоциалистической экономике не присуща так же, как и социалистической. И крупному заводу оказывается не под силу то, чем занимались 60 заводиков и мастерских в старой Латвии. А пока удалось заключить соглашение с велостроителями из Пензы: комплекты деталей велосипедов в обмен на комплекты деталей «Стеллы».

      http://mopedmuseum.ru/press/moto0293/

Просмотр 2 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.