Саркана Звайгзне — история

Главная Форумы История СССР Саркана Звайгзне Саркана Звайгзне — история

Просмотр 7 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #12109

      1927

      Завод был основан как частное предприятие Густава Эренпрейса в 1927 году. До экспроприации в 1940 году предприятие занималось производством дорожных велосипедов. В 1929 — 1930 годы оно входило в состав акционерного сообщества «Омега», которое постоянно конкурировало с другой известной рижской фирмой по производству велосипедов в межвоенный период — «Латвелло».

      1930

      После выхода из состава «Омеги» в 1930 году и начала свободного плаванья, фирма получила название «Густав Эренпрейс» в честь нового руководителя. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей (в отличие от уже упоминавшейся «Латвелло», детали которой производились на месте). Эти велосипеды были известны под маркой «Эренпрейс ориджинал» вплоть до начала Второй мировой войны. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия в истории республики межвоенного периода было выпущено 182 000 велосипедов.

      1940

      В июне 1940 года предприятие было национализировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Самому Густаву Эренпрейсу оставили должность мастера-инженера на предприятии, которым он до этого владел. Сразу же вступил в силу проект реконструкции главного на тот момент велосипедного предприятия страны, который предполагал постепенный переход к новому уровню производства — 100 000 велосипедов в год. Военное время помешало работе национализированного и переименованного предприятия, но после окончания войны Рижский велосипедный завод успешно возобновил свою деятельность.

      1943

      В 1943 году, во время немецкой оккупации, Эренпрейсу вернули фабрику, но в 1944 году он бежал в Германию с отступающими немецкими войсками.

      1946

      Первый этап осуществления плана реконструкции «Саркана звайгзне» начался в 1946 году и был завершён 1 апреля 1947 года. Предусмотренная проектная мощность (100 000 велосипедов в год) была достигнута в 1949 году, а уже в 1960 году, например, на фабрике было изготовлено и выпущено 220 000 велосипедов.

      1958

      В 1958 году в Риге появился первый серийный мотовелосипед, который получил название «Рига-18». На велосипеде был установлен двигатель Д-4, изготовленный на ленинградском заводе «Красный Октябрь». Мопед «Рига-18» увидел свет благодаря главному конструктору «Красной звезды» Юрию Веллеру. После этого стало понятно, что настал момент полностью перепрофилировать производство на «Красной звезде» — было принято решение окончательно и бесповоротно перейти на конвейерный выпуск мопедов, которые очень быстро приобрели популярность у молодого населения не только Латвийской ССР, но и всего СССР.

      1960

      Начат серийный выпуск первого в СССР двухскоростного мопеда «Рига-1».

      1961

      В 1961 году было решено полностью прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Завод приступил к производству мотовелосипеда Рига-2 «Гауя». В отличии от «Риги-18», он был изначально спроектирован под установку мотора.

      1962

      В 1962 году на предприятии с переориентированным производством было выпущено 27 000 мопедов марки «Рига-1», которые экспортировались не только в другие республики СССР, но и в страны СЭВ. Для сравнения в области статистики: в историческом для завода 1960 году путёвку в жизнь получили 11 мопедов, в следующем 1961 — уже 5000 моторизованных транспортных средств, а через четыре года, в 1965, завод выпустил с конвейера 90 000 мопедов «Рига-1».

      1963

      С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне».

      1975

      За январь — сентябрь 1975 года было выпущено 255 тысяч мопедов и мотовелосипедов.

      1990

      В 1990 году по официальным данным было произведено 174 169 мопедов и мокиков.

      2018

      По состоянию на 2018 год, часть цехов бывшего предприятия снесена, остальные находятся в запущенном состоянии или превращены в офисные здания.

    • #13104

      «Красный Октябрь» дает «Фору»

      В прошлом номере «Мото» мы поместили информацию о дебюте на московской ярмарке в конце октября новой модели мокика «Фора”, производимой с.-петербургским “Красным Октябрем” совместно с Рижским мозаводом. Нашему корреспонденту Ивану КСЕНОФОНТОВУ посчастливилось застать на этой выставке сразу двух ”виновников торжества”: главного конструктора АО “Красный Октябрь” Станислава Теофиловича БАУЭРА и главного конструктора Рижского мотозавода Сергея КИСИЛЯ и записать беседу с ними.

      http://mopedmuseum.ru/press/moto01982/

    • #13178

      Мотор и педали

      В 1957 г. Центральное конструкторское бюро (г. Серпухов) разработало опытный образец отечественного мопеда, обозначенного МП-60. Компоновка и дизайн новинки казались современными. На ней применили движок рабочим объемом 60 см3, позволявший разгоняться до скорости 50 км/ч. Хотя по этим показателям машина несколько превышала установленную норму, она, тем не менее, вполне могла послужить базой для производства отечественных мопедов. Требовалось лишь выбрать подходящее предприятие да включить в его план выпуска соответствующую продукцию.

      Выбор пал на рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Он был основан еще в 1927 г.

      Мотор и педали

      http://mopedmuseum.ru/press/tm1199/

    • #13195

      Потому-то в командировке на Рижский мотозавод нас, прежде всего, интересовал вопрос: будем ли мы видеть его продукцию в наших магазинах в ближайшем будущем или же наш интерес к мокикам марки «Рига» вскоре станет таким же платоническим, как к аргентинской «Занелле»?

      Признаемся честно: на заводе прямого ответа на этот вопрос не смог дать никто. Более того, заводчане сами мечтали бы знать этот ответ. В отличие от политиков, они прекрасно понимают, что разрыв всех связей с восточными соседями означает мучительную смерть от удушья. Тот рынок, где в ходу марки, доллары и прочая СКВ, переполнен до отказа, и нового конкурента ласковая встреча там не ожидает.

      http://mopedmuseum.ru/press/moto0293/

    • #13328

      Как всегда, скользит лента конвейера, сборщики точными движениями ловко выполняют каждый свою операцию. И все же заметно, что обычный рабочий ритм в цехе нарушен… Сегодня коллектив завода «Саркана звайгзне» прощается с велосипедами. С конвейера сборочного цеха сходит последний велосипед № 1943120…

      http://mopedmuseum.ru/press/rb0361/

    • #13336

      За послевоенные годы завод «Саркана звайгзне» быстро рос и расширялся, увеличивал выпуск велосипедов. Их конструкция и качество непрерывно улучшались. Вот некоторые цифры, характеризующие рост предприятия: в 1946 году оно выпустило 6.636 велосипедов, в 1950 году — 76.721, в 1955 — 152.660, в 1960 — 191.000. За 15 лет объем продукции возрос в 29 раз!

      Сейчас завод уже не выпускает велосипеды. Он перешел на производство мопедов.

      В связи с освоением нового вида продукции пришлось полностью переоборудовать цехи и наладить новую технологию. В рамно-сборочном цехе была создана поточная линия по изготовлению главных деталей мопеда «Рига-1». Для производства рам мотовелосипедов «Гауя» был создан замкнутый поточный участок. Если раньше отдельные детали и узлы приходилось по нескольку раз транспортировать из одного конца цеха в другой, то теперь они направляются от станка к станку в технологической последовательности.

      http://mopedmuseum.ru/press/rb0961/

    • #13382

      Имя Эренпрейса, какъ велосипеднаго конструктора, извѣстно уже много лѣтъ. Всѣ еще помнятъ грандіозную рекордную поѣздку построенныхъ имъ велосипедовъ вокругъ земного шара. 50.000-километровый путь доказалъ превосходство работы Эренпрейса самымъ неоспоримымъ образомъ. Въ то время этотъ превосходный волосипедный техникъ работалъ еще въ чужомъ предпріятіи въ качествѣ техническаго руководителя, являясь одновременно его совладѣльцемъ. Теперь, уйдя отъ прежней фирмы, которая сохранила до сихъ поръ его имя, онъ основалъ совершенно самостоятельную велосипедную фабрику въ Ригѣ, подъ своимъ именемъ. Она помѣщается на ул. Свободы 82.

      http://mopedmuseum.ru/press/seg0430/

    • #13384

      Вчера вь торжественной обстановкѣ былъ освященъ новопостроенный фабричный корпусъ велосипедной фабрики Г. Эренпрейса. Этотъ корпусъ, возведенный но Бривибасъ гатве 2, у воздушнаго моста, представляетъ собой монументальное зданіе, раскинувшееся на цѣлый кварталъ. Сооруженіе его обошлось около 310.000 л. Спеціальныя помѣщенія отведены для нуждъ рабочихъ. Прекрасно оборудованы столовая, амбулаторія, гардеробная и отдѣленіе съ душами для умыванія послѣ работы.

      На торжественный актъ освященія корпуса прибыли министръ обществ. дѣлъ А. Берзинъ, министръ финансовъ А. Вальдманъ, предсѣдатель Камеры литературы и искусства Ю. Друва, вице-предсѣдатель Торг.- Пром. камеры Я. Эрглисъ, предсѣдатель Ремесленной камеры Е. Лукшевицъ, предсѣдатель Трудовой камеры К. Эгле.

      http://mopedmuseum.ru/press/seg1238/

Просмотр 7 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.