Саркана Звайгзне — история

Главная Форумы История СССР Саркана Звайгзне Саркана Звайгзне — история

Просмотр 0 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #12109

      1927

      Завод был основан как частное предприятие Густава Эренпрейса в 1927 году. До экспроприации в 1940 году предприятие занималось производством дорожных велосипедов. В 1929 — 1930 годы оно входило в состав акционерного сообщества «Омега», которое постоянно конкурировало с другой известной рижской фирмой по производству велосипедов в межвоенный период — «Латвелло».

      1930

      После выхода из состава «Омеги» в 1930 году и начала свободного плаванья, фирма получила название «Густав Эренпрейс» в честь нового руководителя. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей (в отличие от уже упоминавшейся «Латвелло», детали которой производились на месте). Эти велосипеды были известны под маркой «Эренпрейс ориджинал» вплоть до начала Второй мировой войны. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия в истории республики межвоенного периода было выпущено 182 000 велосипедов.

      1940

      В июне 1940 года предприятие было национализировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Самому Густаву Эренпрейсу оставили должность мастера-инженера на предприятии, которым он до этого владел. Сразу же вступил в силу проект реконструкции главного на тот момент велосипедного предприятия страны, который предполагал постепенный переход к новому уровню производства — 100 000 велосипедов в год. Военное время помешало работе национализированного и переименованного предприятия, но после окончания войны Рижский велосипедный завод успешно возобновил свою деятельность.

      1943

      В 1943 году, во время немецкой оккупации, Эренпрейсу вернули фабрику, но в 1944 году он бежал в Германию с отступающими немецкими войсками.

      1946

      Первый этап осуществления плана реконструкции «Саркана звайгзне» начался в 1946 году и был завершён 1 апреля 1947 года. Предусмотренная проектная мощность (100 000 велосипедов в год) была достигнута в 1949 году, а уже в 1960 году, например, на фабрике было изготовлено и выпущено 220 000 велосипедов.

      1958

      В 1958 году в Риге появился первый серийный мотовелосипед, который получил название «Рига-18». На велосипеде был установлен двигатель Д-4, изготовленный на ленинградском заводе «Красный Октябрь». Мопед «Рига-18» увидел свет благодаря главному конструктору «Красной звезды» Юрию Веллеру. После этого стало понятно, что настал момент полностью перепрофилировать производство на «Красной звезде» — было принято решение окончательно и бесповоротно перейти на конвейерный выпуск мопедов, которые очень быстро приобрели популярность у молодого населения не только Латвийской ССР, но и всего СССР.

      1960

      Начат серийный выпуск первого в СССР двухскоростного мопеда «Рига-1».

      1961

      В 1961 году было решено полностью прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Завод приступил к производству мотовелосипеда Рига-2 «Гауя». В отличии от «Риги-18», он был изначально спроектирован под установку мотора.

      1962

      В 1962 году на предприятии с переориентированным производством было выпущено 27 000 мопедов марки «Рига-1», которые экспортировались не только в другие республики СССР, но и в страны СЭВ. Для сравнения в области статистики: в историческом для завода 1960 году путёвку в жизнь получили 11 мопедов, в следующем 1961 — уже 5000 моторизованных транспортных средств, а через четыре года, в 1965, завод выпустил с конвейера 90 000 мопедов «Рига-1».

      1963

      С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне».

      1990

      В 1990 году по официальным данным было произведено 174 169 мопедов и мокиков.

      2018

      По состоянию на 2018 год, часть цехов бывшего предприятия снесена, остальные находятся в запущенном состоянии или превращены в офисные здания.

Просмотр 0 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.