Музей мопедов Владимира Гордеева

Мотовелосипед «Стрела» (1936-1937)

Двигатель «Fichtel & Sachs 98»

 

До войны мотовелосипеды «Вандерер» с моторами «Закс» пользовались в Европе большой популярностью благодаря простоте, дешевизне и надежности. Их конструкция восходила к концу двадцатых годов и отражала свойственный им технический уровень. Он прослеживался во всем: в дефлекторной продувке цилиндра (мотор «Закс» был двухтактным) и поршне с гребнем на днище, в 18-миллиметровой свече и фетровых шайбах-сальниках на коленчатом валу, переключении передач рычажком на бензобаке. Еще в 1936 году наша промышленность взялась освоить выпуск точной копии «Вандерера». Эту задачу поручили решить Подольскому механическому заводу, известному в те годы своими швейными машинами и тяжелыми мотоциклами ПМЗ-А-750. Прежде чем завод перевели на выпуск оборонной продукции, в Подольске изготовили 356 мотовелосипедов «Стрела» с двухтактными 100-кубовыми моторами мощностью 2,3 л.с.

Он представлял собой промежуточное звено между мотоциклом и велосипедом и имел 2-тактный двигатель обычного 3-оконного типа. Двигатель смонтирован в блоке с 2-скоростной коробкой передач с постоянным зацеплением шестерен. Сцепление — сухими дисками, передача — на заднее колесо цепью. На эту же цепь действует зубчатка от каретки педалей, так что в случае надобности мотоцикл мог передвигаться с помощью педалей. Рама — трубчатого велосипедного типа, передняя вилка штампованная параллелограмного типа. Колеса под шины — 26 Х 2,1/2. Тормозов два — на переднее и на заднее колеса — с раздвигающимися колодками. Зажигание и освещение от маховичного магнето. Освещение действует только при работающем двигателе; во время стоянки предусмотрено освещение от батареи сухих элементов. Сухой вес мотоцикла — около 60 кг. Расход топлива — 2 — 2,5 литра на 100 км. Максимальная скорость около 60 км/час.

Для «Стрелы» пришлось проектировать специальный маленький карбюратор. Ленинградский карбюраторный завод, которому было поручено это дело, не справлялся со своей задачей и тормозил начало производства. В результате карбюраторы довольно низкого качества делал сам ПМЗ.


Пресса:

10000 советских мотоциклов
Обзор программы создания мотоциклетного производства в СССР
«За рулем», 05/1936

Дадим стране 10000 мотоциклов
Отчет о выполнении и проблемах программы создания мотопромышленности
«За рулем», 12/1936

Легкие мотоциклы
Описание новых для СССР типов мототехники — мотовелосипеда «Стрела» и вспомогательных велодвигателей
«За рулем», 24/1936

От единиц до сотен тысяч
Очерк об истории мотостроения в СССР и планируемых моделях
«За рулем», 11/1957

Стрекоза с моторчиком
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Мото», 05/1993

Легкий послевоенный
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Техника — молодежи», 01/1999


Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мотовелосипед «Стрела», запчасти и документы от него.


  • Мотовелосипед «Стрела» (1936-1937)
  • Мотовелосипед «Стрела» (1936-1937)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обсуждение еще не начато. Начать

Обсудить на форуме

Регистация на форуме производится администратором по приглашению.
Если вы не зарегистрированы на форуме, отправьте заявку на регистрацию по адресу mopedmuseum@mail.ru