В Витебске открылся Музей Мопедов

Зміцер Мірціч • 13/4/15 13:10 • Культура

 

Экспозицию из более чем 20 редких мопедов и мотовелосипедов открыл в Витебске сотрудник московского музея индустриальной культуры Владимир Гордеев.

 

Владимир Гордеев рядом с самым уникальным экспонатом. Фото Дмитрия Миртича

Владимир Гордеев рядом с самым уникальным экспонатом. Фото Дмитрия Миртича.

 

Временно выставка разместилась на втором этаже многоуровневой парковки на проспекте Строителей, 15 (возле «Евроопта»), где коллекционер мопедов арендует под музей небольшое помещение.

На выставке, кроме малокубатурной техники, представлены также игрушки и предметы молодежной культуры эпохи перестройки в СССР. По словам Мячина, этот период времени интересует его как коллекционера более всего.

 

Шесть интересных мопедов с выставки Гордеева

 

Мотовелосипед В-901. Фото Дмитрия Миртича

Мотовелосипед В-901. Фото Дмитрия Миртича.

 

1. Мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода, 1958 год. Первый харьковский заводской мотовелосипед. Установлен мотор Д-4, который сначала выпускался в комплекте (бак, мотор, ручка газа, тросики, звездочка) для установки на велосипеды. Заводская модель – с низкой рамой под сидением для большего удобства и небольшой передней подвеской. Серия была маленькая.

 

Мотовелосипед В-901. Фото Дмитрия Миртича

Мотовелосипед В-901. Фото Дмитрия Миртича.

 

Мотовелосипед В-901. Фото Дмитрия Миртича

Мотовелосипед В-901. Фото Дмитрия Миртича.

 

2. Мотовелосипед Riga-2 «Gauja» (1963). Первый рижский заводской мотовелосипед. Скорость — 40 км/ч, запас топлива — 2,2 л. Представлен экземпляр со щитками на моторе, от которых обычно избавлялись, потому что сильно дребезжали. Участник выставки «Виват-2011».

 

Мотовелосипед Riga-2 Gauja. Фото Дмитрия Миртича

Мотовелосипед Riga-2 Gauja. Фото Дмитрия Миртича.

 

Мотовелосипед Riga-2 Gauja. Фото Дмитрия Миртича

Мотовелосипед Riga-2 Gauja. Фото Дмитрия Миртича.

 

3. Легкий мопед ЗИФ-20 с двигателем Д-8М. Последняя модель Пензенского завода ПВЗ. На первый взгляд, невзрачный, но на самом деле известно только три сохранившихся экземпляров. Случайно нашелся на Ставрополье. (Ошибка в статье, на фото Рига-13. В. Гордеев)

 

Легкий мопед ЗИФ-20. Фото Дмитрия Миртича

Легкий мопед ЗИФ-20. Фото Дмитрия Миртича.

 

4. Легкий мопед МВ-042М «Львовянка» 1965 года. На выставке представлены два варианта – в «родной» краске и перекрашенный.

 

Легкий мопед МВ-042М Львовянка». Фото Дмитрия Миртича

Легкий мопед МВ-042М Львовянка. Фото Дмитрия Миртича.

 

5. Французский мотобекан «Mobylette» (1971). Куплен в Борисове в перекрашенном виде. Типичный европейский мопед для женщин и священников – можно было ездить в юбке или сутане.

 

Французский мотобекан Mobylette. Фото Дмитрия Миртича

Французский мотобекан Mobylette. Фото Дмитрия Миртича.

 

6. Мокик ЗиД-80 «Аркан» (2000). Макет перспективного мокика ковровского завода имени Дегтярева (ЗиД). Пятиступенчатая коробка передач, дисковый тормоз переднего колеса и система раздельной смазки. Был выкуплен из заводского музея. Дизайнерская модель названа по имени одного из их конструкторов (Аркан). «Если бы вошел в серию – лет 10 бы еще был достаточно современным. Но, к сожалению, завод перешел на китайские двигатели», — пояснил Владимир Гордеев и признался, что «Аркан» обошелся ему почти в 1 тыс. долларов.

 

Мокик ЗиД-80 Аркан. Фото Дмитрия Миртича

Мокик ЗиД-80 Аркан. Фото Дмитрия Миртича.

 

Мокик ЗиД-80 Аркан. Фото Дмитрия Миртича

Мокик ЗиД-80 Аркан. Фото Дмитрия Миртича.

 

Мокик ЗиД-80 Аркан. Фото Дмитрия Миртича

Мокик ЗиД-80 Аркан. Фото Дмитрия Миртича.

 

Не только «Риги» и «Карпаты»…

 

Владимир Гордеев рассказал, что начал собирать мопеды 5 лет назад, когда малокубатурная техника еще не считалась коллекционной – все занимались мотоциклами. Историей мопедов увлекся в то время, когда восстанавливался после тяжелой аварии. Неясно было, станет ли вообще на ноги.

«И чтобы не выпадать из темы, в которой я уже давно варился (работал на мотоэвакуаторе в Москве), начал изучать историю мопедов. Тогда же купил свой первый мопед – львовский, 1962 года. Ну и понеслось… » — поделился Владимир Гордеев.

 

Номерной знак для мопеда времен СССР. Фото Дмитрия Миртича

Номерной знак для мопеда времен СССР. Фото Дмитрия Миртича.

 

Оказалось, что в СССР делали не только «Риги» и «Карпаты». Коллекционер говорит, что известно около 300 моделей, многие из которых были экспериментальными и выпускались совсем небольшими сериями. Интересно, что свой вклад в историю мопедов внес и Минский велосипедный завод.

Об истории малокубатурной техники Владимир Гордеев рассказывает на своем сайте.

 

Мопеды переехали в Беларусь

 

Владимир Гордеев признается, что переехал в Беларусь несколько лет назад как раз для того, чтобы музейная коллекция обрела свой дом. До этого приходилось хранить экспонаты в сараях и гаражах.

Сейчас Владимир мечтает воплотить в жизнь идею создания музея в деревне Еремино (Витебский район), где специально для этого приобрел дом. Если судить по концепции, это может стать настоящим музеем ностальгии. Коллекционер рассчитывает также на содействие областного управления культуры.

 

Магнитофон Электроника-302. Фото Дмитрия Миртича

Магнитофон Электроника-302. Фото Дмитрия Миртича.

 

«К тому же в Витебске на самом деле немного достопримечательностей. За день можно обойти все, и дальше – скучно. Ну, вот будет еще одна маленькая достопримечательность. Хотя, конечно, места здесь очень мало», — говорит любитель мопедов.

 

Магнитофонная кассета. Фото Дмитрия Миртича

Магнитофонная кассета. Фото Дмитрия Миртича.

 

В Беларуси на железо завышают цены

 

Гордеев рассказал, что коллекция мопедов пополняется, в том числе, и за счет техники, которую прежние владельцы отдают в дар. Свои деньги коллекционер тратит только на покупку очень редких экземпляров. Большая часть коллекции собрана в России.

 

Магнитофон Романтик. Фото Дмитрия Миртича

Магнитофон Романтик. Фото Дмитрия Миртича.

 

«И у меня, в принципе, мало обычных серийных вещей. И есть несколько раритетов», — признался организатор выставки.

«Здесь, в Беларуси, очень переоцененное железо. Раза в 2-3 дороже. Почему? Это общий менталитет. Тут принято годами продавать. И при этом ценности люди не понимают и, к сожалению, очень часто перекрашивают технику. Берут старый мопед, и им кажется, что если его перекрасить в металлик, то он будет дороже. А мопед в итоге становится вообще никому не нужным…» — говорит Владимир Гордеев.

 

Игрушечный автомобиль. Фото Дмитрия Миртича

Игрушечный автомобиль. Фото Дмитрия Миртича.

 

Тем не менее, совсем недавно собиратель мопедов приобрел в Орше за 800 тыс. рублей достаточно редкий мопед «Ява Мустанг». А один из витеблян уже успел пополнить коллекцию Гордеева мопедом «Рига-12».

«А вообще, если говорить о цене, старые мопеды стоят до 10 тыс. российских рублей», — пояснил Владимир.

 

Выставка бесплатная, но – по звонку

 

Выставку мопедов на проспекте Строителей можно посмотреть бесплатно. Но пока что она будет работать только в режиме «по заказу», так что перед посещением нужно позвонить владельцу коллекции и договориться о времени визита (телефон: +375 29 217 18 01).

 

Игрушечная железная дорога. Фото Дмитрия Миртича

Игрушечная железная дорога. Фото Дмитрия Миртича.

 

Игрушки времен СССР. Фото Дмитрия Миртича

Игрушки времен СССР. Фото Дмитрия Миртича.

 

Можно и самим поучаствовать в пополнении коллекции – принести, например, редкие советские игрушки. К слову, на входе в помещение вас встретит медведь Аристарх – талисман экспозиции, который сопровождает ее со времен покупки самого первого мопеда.

 

Медведь Аристарх. Фото Дмитрия Миртича

Медведь Аристарх. Фото Дмитрия Миртича.

 

Есть и еще экспонаты, один вид которых провоцирует родившихся в 1970-80 годы извлекать из карманов носовые платки…

 

Фото Дмитрия Миртича

Фото Дмитрия Миртича.

 

Минский мопед ММВЗ-1.102 с копией двигателя Motobecane. Фото Дмитрия Миртича

Минский мопед ММВЗ-1.102 с копией двигателя Motobecane. Фото Дмитрия Миртича.

 

 

© «Народныя навіны Віцебска» 13-04-2015

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *