Статус для культуртрегеров

13 января 2018

 

Так или иначе, но пример витебского «Музея мопедов» свидетельствует о том, что характер взаимоотношений между инициативными частниками и госструктурами еще только настраивается. Каким он должен быть? Пока ответ вырисовывается только один: гибким и многовариантным. И взаимнопродуктивным тоже.

 

Не так давно известный гродненский фотограф и общественный деятель Александр Лосминский поделился на страницах «К» своей заветной мечтой: идешь ты по улице Советской — а там музеи буквально в каждой подворотне! Мечта довольно распространенная — особенно в связке с «безвизом» и вызванным им всплеском въездного туризма. В наш век почти очевидно, что ее воплощение возможно в первую очередь за счет частников.

Типичный создатель «музея меня» — это шальной культуртрегер с огнем в глазах, интересной личной историей и заслуживающей внимания философией жизни. Не сомневаюсь, что многих посетителей в первую очередь привлекает именно его фигура, а не какие-то мопеды либо бюстики Ленина. И поэтому даже самым квалифицированным экскурсоводом и самым шикарным экспонатом таких людей не заменить.

С другой стороны, частники очень часто требуют квалифицированной методической помощи. По образованию они, как правило, мягко говоря, не музейщики, и поэтому при формировании экспозиции могут допускать те или иные огрехи — разумеется, с наилучшими намерениями. Профессиональный «взгляд со стороны» и консультация многим из них не помешали бы. Кто конкретно им может помочь — в принципе, понятно. Государственные музеи с квалифицированными кадрами есть в каждом большом городе. Вопрос только в том, как это организовать. И на каком экономическом фундаменте: «через бухгалтерию» и за деньги или на правах шефства.

Этот и многие другие «рабочие» вопросы (например, те же цены аренды и понижающие их коэффициенты) могут найти ответы только после решения главного — каким должен быть правовой статус таких частных музеев? Разумеется, автоматически приравнивать их к обычной предпринимательской деятельности — не совсем справедливо. И, что самое главное, никак не стимулирует коллекционеров открывать широкой публике свои «сезамы».

И здесь в очередной раз стоит напомнить, что в Беларуси уже есть чрезвычайно удачный юридический прецедент решения подобных вопросов. Субъект агротуризма — это, с одной стороны, и не обычный предприниматель, обремененный налогами, а с другой — он волен вести экономическую деятельность в определенном русле. Более того — в плане придумывания каких-то новых ее видов (разумеется, в рамках агротуризма) у него развязаны руки. Другой подобный пример — ремесленники, которые также имеют в нашей стране особый статус.

Что же касается льгот по аренде… Насколько я слышал, различные механизмы их локально уже давно применяются. Один знакомый художник принес арендодателю справку о своем членстве в соответствующем союзе — и получил помещение под мастерскую в разы дешевле за коммерческий счет. Поэтому не думаю, что основная проблема «Музея мопедов» такая уж неразрешимая.

В то же время, дифференцированный, а даже и индивидуальный подход к частникам неизбежен. Практика (как внешняя, так уже и наша) показывает, что под музеи могут мимикрировать полностью коммерческие учреждения — одна из них, например, посвящена всем любимым пушистым существам. Вряд ли целесообразно запрещать им использовать для брендирования слово «музей» — как это в свое время предлагалось сделать на законодательном уровне. Но и рассчитывать на государственную помощь такие заведения, наверное, не имеют основания.

Соответственно, необходимо сито, в состоянии отличить культурный и социально значимый проект, который развивает туристический потенциал своей местности, от здорового стремления «нарубить капусты». И очень хорошо, чтобы эта дифференциация не проводилась в кабинетах и по-волюнтаристским соображениям — на уровне «Я так решил!» — а прозрачно и коллегиально, в дискуссиях специалистов по музеям и туризму.

В конце концов, стоит помнить, что особый статус — словно палка с двумя концами. С одной стороны — возможность получать определенные льготы, с другой — определенные обязанности. И это также важно для создания в наших городах полноценного и разнообразного туристического меню. Ведь сегодня создатели частных музеев — хозяева сами себе, а график их работы может полностью зависеть от настроения жены.

 

Автор: Илья СВИРИН

 

 

© Еженедельная общественно-просветительская газета «Культура»

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *