Двигатель на велосипеде

 

На „ножном моторе“ далеко не уедешь.

ИНОЕ ДЕЛО — МОТОВЕЛОСИПЕД.

НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛЕГОК И КОМПАКТЕН.

Велосипед с мотором Д-4 развивает скорость 40 километров в час и на одной заправке может пройти 250 километров.

 

Двигатель на велосипеде
Велосипед с двигателем Д-4 на улицах Москвы. Фото Н. Боброва.

 

Быстро-быстро мчится навстречу велосипеду серая полоса асфальта. Прохладный ветерок освежает разгоряченное лицо. А сзади торопят товарищи: — Нажми!

Но ведь можно нажимать, когда проедешь три — четыре километра. А если след велосипедных колес вытянулся на пять, десять, пятнадцать километров, уже не хватает сил. Хорошо, когда есть время и можно отдохнуть. Но ведь бывает и по-другому — времени в обрез, надо торопиться, а ноги уже с трудом нажимают на тугие, непослушные педали.

Кто из велосипедистов, находясь в пути, не смотрел с завистью на проносящийся мимо мотоцикл? Пусть это даже не тяжелый, мощный М-72, а маленький, юркий К-55. Но вот попадается стоящий на обочине испортившийся мотоцикл и склонившийся около него намазанный усталый водитель. Увидев проезжающего велосипедиста, он вздохнет и проводит его долгим задумчивым взглядом.

А что, если совместить преимущества велосипеда к мотоцикла? Над этим много лет работали конструкторы различных заводов. Были предложены различные двигатели и типы передач. Однако большинство из них не удовлетворяло велосипедистов. То мотор слабоват — не тянет в гору, то очень тяжел, то передача сделана неудачно. Новый советский велосипедный двигатель Д-4 конструкции Ф. Прибылого свободен от многих недостатков своих предшественников. Он легок, компактен, достаточно мощен и легко может быть установлен на любом дорожном мужском велосипеде.

Новый двигатель имеет мощность 0,98 л. с., рабочий объем цилиндра 45 см3. В отличие от выпускавшегося ранее двигателя «Иртыш» и многих веломоторов иностранного производства, у которых передача на ведущее колесо осуществлялась с помощью ролика, двигатель Д-4 связан особой цепью с зубчаткой заднего колеса. Эта зубчатка крепится на втулке цанговым зажимом.

Двигатель Д-4 устанавливается внутри рамы над кареточным узлом. Педали велосипеда при вращении свободно проходят с обеих сторон двигателя. Они служат для обеспечения разгона велосипеда при запуске, движении с вышедшим из строя двигателем, как вспомогательный привод на крутых подъемах и т. д.

Топливный бак прикрепляется к нижней трубе рамы велосипеда и с помощью бензостойкого резинового шланга соединяется с поплавковой камерой карбюратора. Управление двигателем и силовой передачей осуществляется вращающейся рукояткой, устанавливаемой на правой стороне руля, и рычагом сцепления — на левой.

Новый двигатель Д-4 состоит из двух половинок картера, выполненных из алюминиевого сплава, алюминиевого цилиндра с ребрами охлаждения и залитой в него чугунной гильзой.

Поршень отлит из алюминиевого сплава. Он имеет одно компрессионное кольцо. От радиального перемещения оно удерживается штифтом, коленчатый вал состоит из двух щек с запрессованными в них пальцами кривошипа. Щеки выполнены в виде стальных дисков, служащих одновременно маховиками. Большая головка шатуна имеет стандартный роликовый подшипник, а в малую — запрессована бронзовая втулка.

Смазка двигателя осуществляется маслом, подающимся вместе с топливом.

Карбюратор с одним жиклером и регулировочным винтом холостого хода снабжен воздухоочистителем контактно-масляного типа. Воздухоочиститель состоит из алюминиевого корпуса, крышки и пакета сеток, смачиваемых маслом. Карбюратор крепится к фланцу картера и с помощью канала, расположенного в его правой половине, соединен с впускным окном цилиндра. При вращении коленчатого вала через это окно и специальное сверление в правой щеке коленчатого вала происходит впуск свежей смеси из карбюратора.

Вращающееся усилие с малой цилиндрической шестерни, установленной на коленчатом валу, передается на большую шестерню, откуда через диск сцепления — на выводной вал двигателя.

Зажигание осуществляется от магнето, встроенного в картер.

Велосипед с установленным на нем двигателем Д-4 развивает максимальную скорость 41,3 км/час и при скорости 20 км/час расходует 800 граммов горючего на 100 километров пути.

 

«За рулем», 08/57

Комментарии

  • Роман:

    Мопеды с такими движками выпускались в Риге, в которой над их конструкцией вдохновенно экспериментировали, выпустив с десяток модификаций. В народе, особенно у молодежи, они носили прозвище «газуля» — из-за ограниченных возможностей управлением крутящим моментом на колёсах — только ручкой «газа» ! В сельской местности они были весьма популярны. У нас в п/л регулярно приезжал на подобном драндулете, ака «Рига-11», мужичок, и грузил на багажник мешок картошки (поперёк). Далее забирался на сиденье, на педалях трогался с места, и проехав с десяток метров, заводился, и, оставляя за собой шлейф с непоторимо-сладковаты запашком недосгоревшей двухтактной смеси, выруливал на Горьковское ш. (!), и далее — бздёхал на нём по правому краю трассы, со скоростью примерно 25-30 км/ч, постепенно скрываясь из виду. Нас, зеленых пацанов, тогда поражало то, как такая штука вообще может ездить, и мы с большим интересом следили именно за процедурой запуска, но всегда бывали несколько разочарованы — никаких заметных проблем с запуском — не было ! )

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *