Сделано в Болгарии
Не так давно мало кто верил, что Болгария сможет выпускать свои мотоциклы. Но в 1956 году из ворот завода в городе Ловеч вышел первый болгарский мотоцикл «Балкан». Двигатель к нему выпускал софийский завод. А уже в 1959 году появилась новая модель, выполненная на хорошем техническом уровне, красивая и — главное — дешевая. «Балкан» стал массовым транспортным средством и для работы и для прогулок.
…
Заводы Болгарии изготовляют специальные мотоциклы для кроссов, многодневных соревнований и для шоссейных гонок. На них наши спортсмены достигли немало успехов за рубежом. в 1960 году в Эрфурте (ГДР) в четырехдневных соревнованиях болгарские мотоциклы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Наши спортсмены опередили команды многих известных фирм и закончили соревнование без штрафных очков.
…
В 1964 году началось производство новой, улучшенной модели «Балкан-50».
Конструкторы подумали об удобствах водителя и пассажира. Седло теперь делается длиннее и шире. Изменился размер шин (23Х2,5); сейчас они лучше воспринимают все неровности дороги.
Педали заменены неподвижными ступеньками, а для пуска двигателя служит кик-стартер.
Мопед «Балкан-50».
Значительно повышены показатели двигателя. При прежнем рабочем объеме — 49,7 см3 — мощность увеличена с 2,3 до 3 л. с.‚ и мопед развивает скорость до 60 км/час (с водителем и пассажиром). От увеличения мощности двигателя (при тех же оборотах коленчатого вала) повысился расход топлива — с 1,7 до 1‚9—2‚0 литра на 100 километров пути. Но все-таки это немного для такого типа машины.
Конструкторы завода, выпускающего двигатели мопеда, считают, что мощность последней модели не предел. Сейчас разрабатывается новый, еще более форсированный двигатель мощностью 4,2—4,5 л. с.
…
Двадцать лет назад благодаря Советской Армии — армии-освободительнице для нас открылась новая эра. Сегодня Болгария — страна с всесторонне развитой промышленностью. Наши мотоциклы экспортируются в Турцию, Грецию, Сирию. Даже по небольшой отрасли промышленности — мотоциклостроению — можно видеть, каких успехов добился болгарский народ.
В. МАРИНОВ.
«За рулем», 09/64 (с сокращениями)