История Вятско-Полянского машиностроительного завода началась в предвоенном сороковом году. В первый год Великой Отечественной войны завод по производству пистолетов-пулеметов ППШ из подмосковного Загорска был эвакуирован в рабочий поселок Вятские Поляны и размещен на базе шпульной фабрики. Всю войну Вятскополянский машиностроительный завод являлся головным предприятием по производству ППШ и обеспечил их массовый выпуск, за что и был награжден в сентябре 1945 года Орденом Ленина. Во второй половине 50-х годов на заводе началось освоение и выпуск ручного пулемета российского оружейника М.Т.Калашникова. В последующие годы коллектив завода освоил изготовление большинства модификаций стрелкового оружия этой системы. В 70-80-е годы на заводе начали выпуск зенитных установок разного калибра, гранатометов различной модификации, снаряжательных машинок для оснащения пулеметных лент. Наряду с выпуском специзделий, в послевоенные годы завод начал вводить в производство товары народного потребления: вятские патефоны, мотороллеры и боковые прицепы (более десяти модификаций), прицепы к легковым автомобилям. С начала 90-х годов наиболее значимым направлением работы коллектива стал выпуск спортивно-охотничьих ружей: охотничьих промысловых карабинов серии «Вепрь» и многозарядных гладкоствольных ружей серии «Бекас». Спортивно-охотничье оружие завода экспортировалось в США, Германию, Финляндию и др. страны.
В 1955 году завод начал производство боковых прицепов к ижевским мотоциклам. Конструкция бокового прицепа была разработана ижевчанами. Необходимые специалисты и новое оборудование прибыли из Ижевска и Ленинграда. Для полного использования трудовых ресурсов завода и города, в 1956 году вятскополянскими машиностроителями было принято решение освоить производство легковых мотороллеров. В соответствии с этим конструкторы совместно со специалистами Центрального экспериментально-конструкторского бюро (ЦЭКБ г. Серпухов Московской области) приступили к проектированию первого отечественного мотороллера с двигателем, имеющим рабочий объем цилиндра 150 куб. см. Его назвали «Вятка», обозначив ВП-150. В настоящий момент выпускается двигатель внутреннего сгорания ВП-50, который предназначен для установки в качестве силового агрегата на мотоциклы и другие транспортные средства. На базе этого двигателя были спроектирован минимотороллер «Стриж» (1998г.) и выпущена опытная партия мини-байков (2003г.). Продукция мотопроизводства завода экспортировалась в 51 страну мира, в том числе в США, Англию, Германию, Индию, Китай. За разработку первого отечественного легкового мотороллера главный комитет ВДНХ в 1967 году наградил завод Дипломом второй степени.