МВЗ - Московский велосипедный завод

 

История завода началась в 1929 году, когда ВСНХ СССР принял решение о строительстве в Москве, на пустыре Симоновская слобода, велосипедного завода.  Основу станочного парка нового завода составили станки Государственного Авиационного Завода №1 (бывший «Дукс»). Кроме станков полученных с «Дукса» было закуплено оборудование английской фирмы BSA, и комплекты труб и запчастей BSA для сборки велосипедов.
В январе 1932 года завод выпустил 180 первых отечественных велосипедов, а официальный пуск состоялся 10 мая 1933 года. Здесь собирались мужские, дамские, гоночные, спортивно-шоссейные и детские велосипеды. В конце 1939 года с конвейера сошел миллионный велосипед. Первые модели велосипедов собранные на велозаводе получили индексы МД-1 и ДД-1 (мужской дорожный и дамский дорожный соответственно). Постепенно английские комплектующие были заменены аналогами советского производства. За годы выпуска (до 1941 года) МД-1 стал самым массовым советским довоенным велосипедом.

В марте 1941 года руководство СССР приняло ряд мер, направленных на увеличение выпуска оборонной продукции. Московский велозавод был переведен на выпуск мотоциклов М-72 с коляской для моторизованных частей Красной Армии и переименован в Московский мотоциклетный завод (ММЗ). В октябре 1941 года ММЗ был эвакуирован в город Ирбит Свердловской области, где на площадке пивоваренного завода размещено оборудование ММЗ, двигательного производства Московского автозавода, Московского завода малолитражных автомобилей и инструментального производства из Харькова.

Так был образован Ирбитский мотоциклетный завод. Тем временем часть производства мотоциклетного завода в Москве продолжала функционировать. Выпускались взрыватели, началось освоение механизмов автомата ППШ и труб для пусковых установок «Катюша». В 1942 году был организован монтаж мотоциклетных колясок для получаемых из США по лендлизу мотоциклов «Харлей Дэвидсон». 29 марта 1946 года Московскому мотозаводу была поручена организация производства мотоциклов «Москва-М1А». Вскоре выпуск продукции был освоен, однако 6 мая 1951 года, в соответствии с постановлением правительства, завод вновь сменил профиль — мотопроизводство передано в Минск, началось освоение радиоаппаратуры зенитных ракет В-300 для системы ПВО Москвы. Предприятие было переименовано в Государственный Союзный завод №663 МПСС и засекречено. С тех пор многие москвичи никак не могут ответить на вопрос о том, почему в столице есть Велозаводская улица и Велозаводский рынок, но нет никакого велозавода, и не подозревают, что именно здесь были созданы известные минские и ирбитские мотоциклы.

В 1965 году завод №663 переименован в Московский приборный завод («Мосприбор»), в 1972 году включен в состав ЦКБ «Алмаз», а 26 марта 1973 года выведен из ЦКБ «Алмаз», включен в состав ЦНИИ «Комета» и стал его основной производственной базой.


 

Пресса о Московском велозаводе заводе и его продукции


Серийные модели