TOMOS - Tovarna Motornih Koles Sezana, Koper

После Второй мировой войны, югославское правительство стремилось развивать новые отрасли промышленности. Компания по производству двухколесных транспортных средств была создана в июле 1954, и вскоре было подписано лицензионное соглашение с австрийской компанией «Steyr-Daimler-Puch». Puch производил экономичные и надежные мотоциклы, пригодные для гравийных дорог и горной местности региона. Уже на следующий месяц имя TOMOS (TOvarna MOtornih koles Sezana) появился в документах компании в первый раз. В октябре 1954 года началось строительство завода «Томос» в Копере, приморском промышленном центре Словении, где он остается и сегодня. Производство началось в 1955 году, завод был официально открыт в 1959 году Иосипом Броз Тито — Президентом Югославии. В 1955 году были выпущены первые 100 мопедов. В следующем году мопеды составляют большинство от общего количества собранных мотоциклов и мотороллеров. Одновременно с лицензионным производством, компания «Томос» приступила к развитию собственных серийных моделей. В конце 1950-х многочисленные варианты мопеда «Puch» MS 50 производились под общим названием «Colibri». В 1959 году было изготовлено более 17 000 «Colibri», а так же подписан контракт на первый крупный экспорт в Швецию. Среди самых успешных — «Colibri» Т 12, который был впервые представлен в 1961 году стал самым популярным мопедом в Словении. В начале 1960-х исследование рынка показало, что интерес к тяжелым мотоциклам снижался по всей Европе, и «Томос» адаптированы свой ассортимент мотоциклов, сосредоточившись исключительно на производстве двухтактных 50см3 мопедов. В целях обеспечения систематического и организованного развития в компании в 1962 году был создан «Институт технической и экономических исследований». 1960-е были самым продуктивным периодом для «Томоса». Нидерланды превратилась в важный рынок в 1960 году. «Томос» имел такой успех, что единственный другой завод за пределами Словении был построен в Нидерландах в 1966 году. Завод до сих пор производит мопеды «Томос» наряду с исследованиями и разработкой новых моделей. Нидерланды остаются самыми крупным рынком «Томоса» сегодня.


 

Серийные модели

Если вы заметили ошибки, неточности или можете дополнить информацию на сайте, пожалуйста, пишите в комментариях.


©Музей Мопедов