ЦКТБ Вело - Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения, Харьков

 

В послевоенное время в Советском Союзе кое-как функционировало несколько велозаводов — в Харькове, в Пензе, Риге и Таллине (эти еще с предвоенной эпохи), а также в Минске, Свердловске, Львове и Шяуляе. Время было тяжелое, велопромышленность восстанавливалась после лихих военных лет и стремительно разрасталась, стремясь справиться с потребностью огромной страны в дешевом двухколесном транспорте. Головным предприятием отрасли был Харьковский велозавод; в его конструкторском бюро разрабатывались модели и технологии для прочих заводов, так же ХВЗ снабжал их отдельными комплектующими, к примеру — задними втулками с автоматическим тормозом типа «Торпедо». КБ завода хронически не справлялось с заданиями Главмотовелопрома по обеспечению документацией и технологиями прочих велозаводов, а потому в 1954 году там же, в Харькове, было создано Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело). ЦКТБ Вело занимало несколько зданий на территории велозавода, но подчинялось напрямую Министерству.


 

Пресса о ЦКТБ и его продукции


Экспериментальные и мелкосерийные модели