САПР «Мотоцикл»
УДК 658.512.2.011.56.629.118.6
Во ВНИИмотопроме ведутся работы по созданию САПР «Мотоцикл». Выполняет их организованный для этих целей сектор САПР, в состав которого вошли инженеры-программисты и электронщики. В их распоряжении — комплекс технических средств на основе ЭВМ ЕС-1035 и АРМ ИСАП (на базе СМ-4). И поскольку большой объем работ при автоматизированном проектировании составляют чертежно-графические процедуры, ключевое значение придается оснащению графических рабочих мест. Тем более что одно такое рабочее место, которое есть на АРМ ИСАП и включает сколку-дигитайзер, графический дисплей и графопостроитель, явно не обеспечивает нужды и потребности сектора САПР. Поэтому организовывается (наладка завершается) целый комплекс (САПР-МК.) на базе СМ-1420. Он позволит одновременно эксплуатировать четыре графических рабочих места, полностью укомплектованных средствами цветной машинной графики и устройствами вывода алфавитно-цифровой и графической информации.
Одновременно с отладкой САПР и разработкой программных ее компонентов идет обучение сотрудников института навыкам работы за терминалами. С этой целью создан дисплейный класс на 12 рабочих мест, соединенных с базовыми ЭВМ. Уже завершено обучение первого потока слушателей (25 человек).
САПР «Мотоцикл» должна, по плану, уже к концу пятилетки на 25—30% автоматизировать конструкторские работы, выполняемые ведущими подразделениями института (отделы двигателей, мотоциклов, технологический, лаборатория спортивных мотоциклов). Ожидаемый экономический эффект от внедрения ее первой очереди — около 300 тыс. руб. в год. Его источники — повышение производительности труда проектировщиков, оптимальности создаваемых конструкций, сокращение сроков проектирования, объемов и сроков испытаний, уменьшение числа изготовляемых макетных и опытных образцов.
В состав первой очереди САПР «Мотоцикл» включается ряд подсистем: информационно-справочная, параметрического и структурного синтеза узлов мотоцикла и их оптимизации, интерактивной машинной графики, кодирования и документирования графических изображений, изготовления машиностроительных чертежей.
Поскольку трудоемкость создания САПР превышает возможности специализированного сектора, заключены договоры с организациями, имеющими опыт подобной работы (МВТУ, ВЗМИ, НИИУавтопром). Финансируют указанные работы частично заводы Главмотовелопрома, для которых, в конечном итоге, и создается САПР «Мотоцикл».
Создание САПР — требование сегодняшнего дня. И хотя эта работа непростая, хлопотная (особенно на начальном этапе), а эффект проявляется не сразу, то, что она необходима, сейчас стало очевидным. Объединение усилий разных институтов машиностроительного комплекса в этом направлении, безусловно, будет способствовать созданию САПР более быстрыми темпами, станет вкладом в ускорение научно-технического прогресса в отечественном машиностроении, послужит звеном перестройки всего хозяйственного механизма ВНИИмотопрома.
М. Я. Козлов, О. И. Соколов, ВНИИмотопром.
«Автомобильная промышленность», 04/1984