Главное направление — технический прогресс
Рассказывает главный инженер завода «Саркана звайгзне» Анатолий Платонович Соколов
Коллектив завода «Саркана звайгзне» — один из инициаторов начавшегося в Латвии патриотического движения за увеличение выпуска продукции за счет повышения производительности труда и без роста численности рабочих. Подсчитав свои реальные возможности, он решил в 1969 году изготовить на 15 тысяч мопедов больше по сравнению с прошлым годом, повысить производительность труда на 8,6 процента, на 2 процента снизить себестоимость продукции.
О том, как будут выполняться эти высокие социалистические обязательства, принятые к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, наш корреспондент попросил рассказать главного инженера предприятия АНАТОЛИЯ ПЛАТОНОВИЧА СОКОЛОВА.
— Обычно для увеличения выпуска продукции предприятию требуется набрать дополнительное число рабочих, повысить фонд заработной платы, приобрести нужное оборудование — словом, необходимы многие затраты.
В прошлом году наш завод выпустил 270 тысяч мопедов, в этом году их число будет превышено на 15 тысяч, а в 1970 году — еще на столько же. Даже по самым скромным подсчетам нам потребовалось бы дополнительно 240 рабочих.
Но мы пошли по другому пути. Задачу прироста продукции мы решаем не за счет увеличения числа работающих, а за счет технического прогресса.
Недавно мы внедрили в производство усовершенствованную конструкцию узлов переключения передач и управления дросселем мопеда. Количество деталей уменьшилось на 6. Естественно, значительно снизилась трудоемкость изготовления важного узла машины, что позволило высвободить семь рабочих и переключить их на другие участки, не говоря уже о том, что усовершенствование конструкции дает возможность сэкономить 23 тысячи рублей в год.
Конструкция прежней модели мопеда предусматривала изготовление редуктора спидометра с приводом от заднего колеса машины. Отдел главного конструктора завода предложил более совершенную разработку, исключающую целый узел. Теперь привод спидометра осуществляется непосредственно от двигателя. Это дало возможность высвободить 11 человек.
Механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение наиболее эффективных методов труда значительно повышают производительность труда.
Долгое время участок сварки рам мопедов был одним из самых отстающих на предприятии. Причина была в том, что процесс производился в отдельной кабине, причем работник от начала до конца собирал раму и сваривал ее.
Решено было создать карусельный конвейер, с таким расчетом, чтобы процесс сборки был отделен от сварки рам. За дело взялись наши конструкторы и рационализаторы производства, которые в сжатые сроки представили оригинальную разработку. Все необходимое оборудование было изготовлено на нашем заводе. Конвейер смонтировали, опробовали, однако желаемых результатов усовершенствование не давало. Кстати, в газете «Ригас Балсс» об этом писали; нас критиковали за медленное внедрение механизации сварочных работ. Дело с карусельным конвейером не ладилось. Но работы продолжались, совершенствовались узлы, отлаживались отдельные процессы. И теперь наши труды дают положительные результаты. Конвейер заработал по-настоящему, сборка и сварка на нем проводятся по операциям, и, что самое главное, по сравнению с прежним уровнем производства эти процессы ускорились на 6 минут по каждой раме. Однако мы считаем, что еще не все возможности использованы.
Есть на нашем заводе важный участок работы — никелирование деталей к мопедам. Еще не так давно этот процесс очень сдерживал увеличение выпуска машин. Объяснялось это тем, что после никелирования много времени уходило на полировку деталей, в свою очередь быстрое гальванопокрытие зависело от состава электролитов. Выход из положения подсказал нам Институт неорганической химии Академии наук Литовской ССР, который предложил новую концентрацию электролита с применением бутиндиола и сахарина. Мы использовали новшество наших соседей, и теперь в гальваническом цехе производительность труда повысилась на 30 процентов. Кроме того, появилась возможность высвободить 9 человек и использовать их на других участках.
В социалистических обязательствах, принятых нашим коллективом к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, говорится, что только за счет повышения технического уровня производства производительность труда намечено увеличить на 4,6 процента.
Что же мы осуществим для этой цели? В июле, например, запустим в производство новую механизированную линию цинкования деталей, которая полностью разработана и изготавливается на нашем предприятии. Внедрение этой линии позволит резко поднять производительность труда на этом важном участке.
Сейчас обработка диска тормоза или передней вилки мопеда производится на универсальных станках по операциям. Но мы считаем, что это не отвечает современному уровню производства.
Сейчас на заводе создается комплекс агрегатных станков, что позволит на них сконцентрировать все операции по обработке узлов. Другими словами, каждый агрегат от начала до конца отшлифует деталь. Это даст возможность значительно сократить количество производственных процессов подготовки узлов к монтажу.
Началась реконструкция заготовительного участка рамного цеха. Основная цель реконструкции — механизировать наиболее трудоемкие работы и высвободить как можно больше людей для других звеньев производства.
Мы намечаем также в нынешнем году построить новый механизированный участок по изготовлению втулок к колесам мопеда. А в сборочном цехе будут переоборудованы транспортные конвейеры, что позволит организовать подачу деталей узлов прямо на рабочие места.
Много нам предстоит еще сделать, чтобы достигнуть намеченного прироста продукции без увеличения численности состава рабочих.
Руководство завода, партийная и профсоюзная организации мобилизуют творческие усилия коллектива предприятия на поиски и внедрение новых резервов производства.
«Ригас Балсс», 03/1969