Как дела, «Золотой мопед»?

 

Внимание: подросток!

 

Рижане, особенно те, кто живет в новых районах города, часто наблюдают, как с шумом и скоростью мчат на мопедах подростки. Желая направить интерес молодежи к мотоспорту, в организованное русло, ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ и ЦК Добровольного общества автомотолюбителей решили проводить соревнования на приз клуба «Золотой мопед». С тех пор прошло восемь лет. Как сейчас обстоят дела с развитием мотоспорта среди молодежи города? Об этом мы попросили рассказать заместителя начальника Рижского городского штаба «Золотой мопед», инженера-конструктора мотозавода «Саркана звайгзне» А. БРИЕДИСА.

 

Как дела Золотой мопед?
На снимке: первые километры… Фото Ю. Куприянова.

 

— Александр Александрович, познакомьте, пожалуйста, наших читателей с работой одного из мотоклубов…

Одним из лучших в республике по праву считается клуб «Дзиркстеле» в Цесисе, неоднократно занимавший в последние годы призовые места. Любопытно, как он возник. Руководитель клуба Симсонс, часовщик по профессии, бывший мотогонщик, поначалу прививал любовь к своему «хобби» сыновьям. Это заинтересовало соседских ребятишек, и вскоре число желающих выросло настолько, что дом часовщика не стал вмещать всех. Помогли городские власти — выделили помещение и назначили Симсона руководителем, тем самым узаконив клуб. Не остались в стороне и другие организации: Дом пионеров решает финансовые вопросы, ГАИ снабжает запасными частями. Одно из предприятий выделило клубу старенький автобус. который подростки отремонтировали своими руками. Теперь юные спортсмены выезжают на соревнования в любой конец республики на собственном транспорте. В программу регулярных занятий входят тщательное изучение Правил дорожного движения, обучение спортивной езде, ремонту спортивной техники. Ребята очень ответственно подходят к делу: по свидетельству ГАИ за все время существования клуба ни один из его членов не получил прокола в техническом талоне.

— А чем может похвастаться наш город?

— К сожалению, таких клубов в Риге нет, хотя работа в этом направлении ведется. Возможно, вскоре появится первый — при Доме пионеров Пролетарского района, обоснуется он в только что полученных просторных помещениях. Директор Дома пионеров Ольга Фреймане делает для этого все возможное. Пока же действует несколько мотосекций, которыми руководят энтузиасты. Регулярно занимается с детьми, организует соревнования преподаватель физкультуры 74-й средней школы Петр Яковлевич Шарыгин.

— Как же так? Ведь по замыслу инициаторов этого нужного начинания мотокружки должны были появиться во многих школах, жилищно-эксплуатационных районах, Домах культуры и домах пионеров, на предприятиях и в учреждениях. Почему этого не произошло?

— Тому много причин. Вот, к примеру, такая ситуация. Несколько лет существовал в Ленинском районе мотокружок, занятия которого проходили в помещении, выделенном 96-м ЖЭРом. Вскоре его руководитель, воспитатель детской комнаты, уволилась. Вместо нее я предложил кандидатуру Интса Жодзиньша, десятиклассника 4-й средней школы, который давно увлекается этим видом спорта и сейчас успешно ведет кружок юных мотопедистов в своей школе. «Нельзя, — ответили мне, — без педагогического образования он не может работать воспитателем. Доверить помещение человеку, работающему на общественных началах, а значит, не несущему никакой материальной ответственности, мы не имеем права». Выход есть — помещение, оборудование для занятий и штатную должность предоставляет межшкольный учебно-производственный комбинат, находящийся в том же районе. Но здесь другая трудность: ставка руководителя мала и не устраивает преподавателей-мужчин.

В свою очередь, мы планируем проводить для общественников семинары при Рижском горкоме комсомола, чтобы дать им необходимые знания.

— Согласно положению клуба «Золотой мопед» соревнования районного масштаба проводятся с помощью комитетов ДОСААФ и Общества автомотолюбителей. Насколько ощутима их помощь?

— Есть совместное постановление ЦК ДОСААФ, ЦК ДОАМ и коллегии Республиканского комитета по физкультуре и спорту, направленное на координацию такой работы. Но выполняют его в разных районах по-разному. Так, председатель комитета ДОСААФ Пролетарского района Вячеслав Иванович Пузиевский очень серьезно подходит к проведению соревнований. организует их трижды в год. Он вникает во все мелочи, моментально откликается на просьбы. Тогда как в Ленинградском районе ни Общество автомотолюбителей (председатель товарищ Гроссма), ни комитет ДОСААФ (председатель товарищ Савенков) никакого участия в этой работе не принимают. Недавно я разговаривал с руководителями, выяснял причины подобного отношения. «Для работы с подростками нужен специальный инструктор, а у нас штаты маленькие, — говорят они. — Первичные организации возглавляют люди, не освобожденные от основной работы».

(Я присутствовала при этом разговоре и могу сказать, что суть его очень точно выразил председатель Общества автомотолюбителей Московского района В Бартов, сказав: «Я к подросткам никакого отношения не имею». Действительно, в планах комитетов ДОСААФ не предусмотрена подготовка ни инструкторов, ни судей по мотоспорту. В Обществе автомотолюбителей, которому, казалось бы, все карты в руки, подросткам могут предложить лишь платные курсы, окончание которых дает право на вождение мопеда. Правда, в конце прошлого года вступило в силу положение, разработанное Президиумом ЦК ДОАМ, о создании при каждой первичной организации юношеских секций, но работа в этом направлении едва начинается — О. С.).

— Трудности есть и немалые, — продолжает А. Бриедис. Мы очень нуждаемся в помощи. Не получая ее пока в достаточной мере, мы тем не менее стараемся делать все возможное, чтобы юношеский мотоспорт продолжал развиваться.

— Спасибо за беседу.

 

О. Старовойтова.

 

 

«Ригас Балсс», 04/1979

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *