Взглядом знатока
Внимание, резервы!
Человека, впервые попавшего на современный завод, окружает много удивительного. Слаженно текут по конвейерным лентам металлические потоки, умные механизмы станков, скрытые зелеными кожухами, почти без участия рабочих с микронной точностью шлифуют детали.
На первый взгляд, все очень сложно и абсолютно целесообразно.
Но проходит время, и вы уже на заводе не новичок. День за днем бывая в цехе, постепенно постигаете секреты производственного мастерства.
А вместе со знанием приходит беспокойство. Вы начинаете замечать, что не так уж гладко идет работа, как хотелось бы, что можно ускорить некоторые операции, гораздо удобнее расставить оборудование на вашем участке. Наконец, вы замечаете, что сами станки, казалось бы, предельно «отшлифованные» целыми поколениями конструкторов, тоже можно и нужно усовершенствовать.
Борясь за внедрение новой техники, новаторы внесли много замечательных предложений. Благодаря их усилиям из цехов завода вообще вытеснены старые механизмы.
Вот пример. По предложению инженера А. Брыковой и начальника цеха А Рейхмана изготовлен и внедрен гидравлический полуавтомат для многорядного сверления отверстий в корпусе втулки мопеда. На нем сверление 32 отверстий производится за четыре хода шпинделей агрегата. Этот полуавтомат заменил настольные станки с ручной подачей сверла и детали в рабочую зону. При помощи таких станков можно было просверлить только одно отверстие за один рабочий ход. Внедрение нового полуавтомата позволило получить 5.400 рублей экономии в год и высвободить для других работ 6 человек.
А инженер И. Аснин и слесарь В. Эглит разработали, изготовили и внедрили автоматическое загрузочное устройство к бесцентрошлифовальпому станку. Обычно детали в таких станках подаются в рабочую зону резания вручную, по одной за рабочий цикл. Внедрение устройства позволило автоматизировать подачу осей в зону обработки, перейти на многостаночное обслуживание и обеспечило высокое качество обработки. Брак в производстве детали, обработанной новым методом, исключается.
Творческое содружество И. Асиина и В. Эглита не закончилось на этом предложении. За короткий срок новаторы разработали и внедрили новые автоматы. которые позволили перейти к изготовлению деталей методом давления с предварительным электроконтактным нагревом обрабатываемой части непосредственно в рабочей зоне автоматов. Прежде при изготовлении оси мопеда 35 процентов уходило в стружку. С внедрением нового технологического процесса трудоемкость изготовления одной оси снизилась на 1,2 минуты, при этом экономится 32 грамма металла. Экономический эффект только при изготовлении осей составляет три тысячи рублей в год.
Немало изобретательности проявляют и другие новаторы. Конструкторов Н. Бакулина и В. Карнеева волнует экономное расходование металла. Только в этом году они внесли и внедрили 3 рационализаторских предложения, позволивших сэкономить 53 тонны металла и дать 7.400 рублей годовой экономии.
Творческая бригада рационализаторов в составе Р. Пуце, Г. Аскерко, Я. Швахеймерса и В. Гаевского предложила изменить конструкцию трубки рулевой колонки мопеда, что значительно повысило производительность труда, позволяет сэкономить в год 63,8 тонны ценного металла, освободить токарный автомат.
Заводские рационализаторы принимают активное участие в совершенствовании конструкции мопеда, улучшении его качества. По предложению новаторов Л. Соколова и О. Валейка внесены коренные изменения в конструкцию седла, с которым теперь совмещается и инструментальная сумка. По предложению творческой бригады, возглавляемой И. Асниным, разработана совершенно новая конструкция и технология изготовления тормозной колодки мопеда с применением пластмассы. Внедрение этого новшества позволяет экономить в год 96 тонн цветного металла, дает около 60 тысяч рублей экономии.
Рационализаторская работа дает ощутимые результаты, если в нее включается широкий круг рабочих, инженеров и техников. С целью расширить этот круг на заводе были проведены конкурсы на лучшее предложение по экономии металла, электроэнергии, улучшению конструкции изделий, месячники ударного внедрения рацпредложений.
Для изучения передового опыта у нас были организованы производственные экскурсии на другие предприятия, изучались многие изобретения советских авторов с целью их внедрения на своем заводе. Служба технической информации знакомила работников завода с новшествами, которые можно использовать применительно к нашим условиям.
В соревнования рационализаторов за досрочное выполнение обязательств в честь 50-й годовщины Великого Октября на «Саркана звайгзне» приняли активное участие 345 человек, которые внедрили в этом году 278 рационализаторских предложений и 13 отечественных изобретений с годовым эффектом 210,4 тысячи рублей, сберегли свыше 100 тонн черных и цветных металлов и 188 тысяч киловатт-часов электроэнергии.
Недавно были подведены итоги соревнования рационализаторов между цехами и отделами завода. Первые места и денежные премии присуждены сборочному цеху и отделу главного технолога.
Коллективу новаторов завода «Саркана звайгзне» за успехи в изобретательстве и рационализации неоднократно присуждались классные места. По итогам работы в третьем квартале ему присуждено второе место среди предприятий металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности республики.
В. Поболь, начальник бюро технической информации завода «Саркана звайгзне».
«Ригас Балсс», 12/1966