Новые советские мотоциклы

 

Советское мотоциклостроение является сравнительно молодой отраслью отечественной промышленности. В то время как за рубежом начало производства мотоциклов относится к концу ХIХ века, в Советском Союзе серийное производство мотоциклов было организовано лишь в 1932 году.

Сравнивая мотоциклы, выпускаемые у нас, с лучшими зарубежными моделями, нельзя не признать, что наши конструкции еще отстают по ряду технических параметров, а также по декоративной отделке. Количество выпускаемых моделей мотоциклов не удовлетворяет полностью запросов потребителей. Не выпускаются, например, мотоциклы с рабочим объемом двигателя 500 см3 и 350 см3 с четырехтактными двигателями, мотовелосипеды, гоночные мотоциклы и т. д. Не производятся у нас и мотороллеры, этот удобный и дешевый вид индивидуального мототранспорта, получивший широкое распространение за границей.

В настоящее время конструкторы мотоциклетных заводов и ЦКБ мотоциклостроения ведут работы по модернизации выпускаемых и по созданию новых моделей дорожных мотоциклов с рабочими объемами двигателей 175, 350 и 500 см3. При этом учитываются условия эксплуатации машин в различных районах страны и заграничный опыт.

Особое внимание уделяется повышению износоустойчивости деталей и надежности работы мотоцикла.

Модернизация выпускаемых в настоящее время мотоциклов имеет целью довести их параметры до уровня современных зарубежных образцов. Так, например, взамен мотоцикла «М-1А» намечается выпуск мотоцикла «М-1М», имеющего большую мощность двигателя (5,5 л. с. вместо 4,25 л. с.), генератор переменного тока, рычажную подвеску переднего и заднего колеса (взамен телескопической передней вилки и жесткого крепления заднего колеса). Это улучшает динамику и комфортабельность мотоцикла. Опытные образцы мотоциклов «М-1М» уже прошли заводские испытания.

Подлежит модернизации мотоцикл «М-72». Предусматривается создать ему более легкую и красивую боковую коляску, увеличить долговечность двигателя путем улучшения фильтрации масла и воздуха, улучшить его декоративное оформление. Опытные образцы такого мотоцикла должны быть изготовлены в текущем году.

Широко ведутся работы по созданию новых моделей мотоциклов. Изготовлены и проходят доводочные испытания опытные образцы мотоциклов с одноцилиндровым четырехтактным двигателем (рабочий объем 350 см3), рычажной подвеской заднего колеса, телескопической передней вилкой, карданной передачей и сдвоенным седлом из губчатой резины. Как показали предварительные испытания, этот мотоцикл по своим характеристикам стоит на уровне современного мотоциклостроения.

Ирбитский и Киевский мотозаводы совместно с ЦКБ мотоциклостроения создали опытные образцы мотоциклов с верхнеклапанным двигателем (рабочий объем 500 см3). В 1956 году на Ирбитском заводе намечается выпуск первой партии мотоциклов «М-52» с этим двигателем мощностью 26 л. с. (на базе модели «М-72»).

В настоящее время ведутся также конструкторско-экспериментальные работы по созданию новых моделей мотоциклов с одноцилиндровыми и двухцилиндровыми двухтактными двигателями 175 см3 и 350 см3. В выпущенных Ковровским и Ижевским заводами опытных образцах этих мотоциклов, которые в настоящее время проходят доводочные испытания, улучшена продувка и выпускная система двигателя (что повышает мощность и экономичность двигателя), улучшена защита цепного привода. Кроме того, устанавливается сдвоенное седло, модернизированы подвески.

На базе дорожных мотоциклов каждый мотоциклетный завод за счет некоторого форсирования двигателей и усовершенствования ходовой части будет выпускать отдельными сериями спортивные мотоциклы для кроссовых и многодневных соревнований. К числу таких мотоциклов относятся: «М-1Е», «К-55С», «ИЖ-50», «М-72К» и другие.

Наряду со спортивными мотоциклами, в настоящее время изготовлены два типа гоночных мотоциклов: с рабочим объемом 250 см3 (модель «С-254») и 350 см3 (модель «С-354»). В текущем году будет изготовлена вторая партия этих мотоциклов. Испытания первой партии показали вполне удовлетворительные их динамические качества. Литровая мощность мотоциклов достигает от 80 до 100 л. с./л при октановом числе топлива 80.

Помимо названных двух моделей, вскоре будут изготовлены образцы гоночных мотоциклов с двигателями 125 и 500 см3.

В 1956 году будут изготовлены и испытаны первые образцы отечественных мотороллеров.

Успешно прошли испытания образцы мотовелосипедов (с двигателем конструкции Прибылова), изготовленные Харьковским велозаводом.

На всех вновь создаваемых моделях мотоциклов проектируется применение генераторов переменного тока. Такие генераторы, созданные электролабораторией ЦКБ мотоциклостроения, проходят в настоящее время испытания на опытных образцах дорожных и гоночных мотоциклов.

Вдохновленные историческими решениями ХХ съезда КПСС, работники мотоциклетной промышленности дадут стране в шестой пятилетке новые современные мотоциклы.

 

В. В. Рогожин, начальник Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения.

 

«За рулем», 04/56

Комментарии

  • Ромм:

    «… имеющие рычажную подвеску переднего … колеса (взамен телескопической передней вилки и жесткого крепления заднего колеса). Это улучшает динамику и комфортабельность мотоцикла. ….» — ну, понятно, влияние тогдашней венгерской — хотя и вправду, очень мягкой ! — «Паннонии».

Добавить комментарий для Ромм Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *