Девять рекордов
Мотоциклетные заводы держат экзамен
ХАРЬКОВ. (Наш спец. корр.). Здесь, на Чугуевском шоссе, заездами на 1 км с хода начались соревнования мотоциклетных заводов на первенство марки. Соревнования организованы Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта и Министерством автомобильной и тракторной промышленности СССР. Такие соревнования проводятся в Советском Союзе всего лишь в четвертый раз. Впервые соревнования на первенство заводской марки состоялись в 1937 году в Москве, затем в 1938 г. в Могилеве и, наконец, после длительного перерыва в 1949 г. в Серпухове. По сравнению с предшествующими соревнованиями, программа нынешних соревнований на первенство заводской марки значительно расширена и осложнена. Помимо шоссейных гонок на 1 и 5 км с места и с хода, цель которых — определение максимальных скоростей, доступных мотоциклам различных классов, в программу включены двухдневные шоссейные гонки по маршруту Харьков — Серпухов и кросс на 200 км.
Сначала состоялись состязания на дорожных машинах серийного производства. Все они превысили скорости, предусмотренные для них техническими условиями. Так, для мотоциклов киевского завода «К-1-Б» (класс до 100 куб. см) предусмотренная по техническим условиям средняя часовая скорость составляет 50 км, фактически же показанная на соревнованиях скорость колебалась в пределах от 55,74 до 58,71 км в час (водитель К. Окулов).
Для машин до 125 куб. ср. скорость по техническим условиям должна составлять 70 км в час, фактически же гонщик Московского мотоциклетного завода Ю. Ребайнс на мотоцикле «М-1-А» показал скорость 79,33 км в час. Еще более высокую скорость развил на машине «К-125» гонщик В. Киреев. Его результат — 80,303 км в час.
Ижевские гонщики выступали на новых серийных дорожных мотоциклах «ИЖ-49» (класс до 350 куб. см). Показанные ими скорости колебались в пределах от 92,378 до 101,180 км в час. Лучший результат показан гонщиком A. Балабановым.
Успешно выступали ирбитцы на мотоциклах с колясками (класс свыше 600 куб. см). В экипаж каждого из этих мотоциклов входило по три человека. Лучший результат на машине «М-72» с коляской показал гонщик В. Чернов — 95,162 км в час.
Вслед за дорожными в соревнования включились спортивные мотоциклы серийного производства. На серийном спортивном мотоцикле «М-1-В» Московского мотоциклетного завода (класс до 125 куб. см) лучший результат показал гонщик С. Куренков — 90,840 км в час. На мотоцикле «К-125-С» лучший результат показал А. Жилевич — 96,333 км в час. На серийном спортивном мотоцикле «ИЖ-51» успешно выступил гонщик А. Стяжкин — 121,089 км в час. Наивысшую скорость дня — 156,726 — на мотоцикле «М-76» (класс до 750 куб. см) показал гонщик Ю. Король.
Второй день соревнований был посвящен испытаниям новых созданных на заводах рекордно-гоночных машин. Поднявшийся шквалистый ветер не благоприятствовал гонщикам. Тем не менее отдельные участники соревнований добились высокой скорости. На гоночных машинах Ижевского завода «ИЖ-51-М» лучшие результаты в заезде на 1 км с хода показал гонщик Н. Пешехонов, с места — П. Кубасов. На гоночном «К-100» (класс до 100 куб. см) успешнее других выступал Б. Безус. Он добился лучших результатов в заездах на 1 км с хода и с места.
На гоночном мотоцикле московского завода «М-1-В» удачно выступил С. Куренков. Скорость, показанная им в зачетном заезде на один километр с хода, оказалась близкой к всесоюзному рекорду. Гонщику была предоставлена возможность стартовать вторично на побитие рекорда. Попытка увенчалась успехом. Куренков прошел дистанцию со средней скоростью 123,583 км в час. Прежний рекорд для машин класса до 125 куб. см составлял 122,657 км в час.
Помимо заездов на 1 км с места и с хода, в программу соревнований для рекордно-гоночных машин включены заезды на 5 км с хода, однако ввиду неблагоприятных метеорологических условий эти состязания перенесены в Зеленый Гай, близ Мелитополя. Там же проводятся и заезды на побитие всесоюзных рекордов, в которых участвуют на подготовленных спортивными обществами мотоциклах сильнейшие гонщики страны.
Блестящего успеха добилась К. Матюшин и Э. Кулаков. Матюшин на гоночном мотоцикле «С-3-В» (класс до 350 куб. см) конструктора С Иваницкого прошел 1 км с хода за 18,90, развив среднечасовую скорость 190,476 км (новый абсолютный рекорд страны для мотоциклов). Он же прошел 5 км с хода за 1 мин. 35,85 сек., показав среднюю скорость 187,793 км в час, что также превышает прежний абсолютный рекорд (184,804 км в час), принадлежавший Н. Шумилкину.
Кулаков на мотоцикле «М-35-К» (класс до 350 куб. см с коляской) конструктора Н. Гудкина прошел 1 км с хода за 23,38 сек., развив среднюю скорость 153,977 км час, что также является новым всесоюзным рекордом для этого класса машин.
Три новых рекорда установил гонщик А. Новиков («Крылья Советов») на мотоцикле класса до 125 куб. см. Он прошел 1 км с хода за 29,03 сек., показав среднечасовую скорость 124,009 км. Тем самым гонщик превысил достижение Куренкова, которое продержалось лишь один день, Один км с места Новиков преодолел за 37,70 сек. (среднечасовая скорорость — 95,490 490 км) и 5 км с хода — за 2 мин. 27,62 сек. (среднечасовая скорость — 121,935 км).
Во время соревнований мотоциклистов выступил харьковский гонщик В. Никитин («Труд») на сконструированном им автомобиле «Победа — Харьков» (класс до 2500 куб. см). Его выступления ознаменовались выдающимися достижениями. Один км с хода он прошел за 18,77 сек., развив среднюю скорость 191,848 км в час. Этот результат явился новым абсолютным рекордом скорости на автомобиле. В заезде на 5 км с хода гонщик добился еще большего успеха, Он прошел дистанцию за 1:31,6, развив скорость 196,506 км в час. Это наивысшая скорость, развитая на земле в Советском Союзе.
Итак, закончился первый этап соревнований мотоциклетных заводов на первенство марки. Пока впереди — команда ирбитского завода, выступающая на серийных дорожных мотоциклах «М-72». За ней — команда московского завода.
Вчера в 12 часов дня на площади им. Дзержинского гонщики, выступающие на дорожных и спортивных мотоциклах серийного производства, взяли старт для проведения двухдневной шоссейной гонки по маршруту Харьков-Серпухов.
«Советский спорт», 05/1951