ПВЗ — история завода

 

 

1913

Предложение о строительстве специального завода для производства боеприпасов было внесено в Государственную Думу России 13 июля 1913 года, а в мае 1915 года были выделены средства для его строительства. Строительство завода было ускорено необходимостью увеличения поставок боеприпасов на фронты Первой мировой войны, а также переходом Петроградского трубочного завода к изготовлению другого вида боеприпасов.

1915

Завод организован в 1915 году как «Казённый трубочный завод №3», по решению Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) и утверждён Царским Указом. Завод был спроектирован заново, с передовым оборудованием и прогрессивными технологиями, впервые в России применили индивидуальные приводы для оборудования. Строительство велось на свободной площадке, на окраине города. Назначение завода — производство взрывательных трубок для ручных гранат и артиллерийским снарядам, артиллерийских взрывателей и капсюльных втулок. С 1915 по 2015 год не прекращал выпуск продукции, для производства которой и был создан.

1917

Изменения государственной и политической системы в 1917 году, внесло коррективы и в деятельность завода.

1918

Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием прибыли в Пензу 350 квалифицированных рабочих.

С окончанием Гражданской войны в СССР потребность в вооружении значительно сократилась. Созданные на заводе мощности, по выпуску продукции военного назначения, кадры рабочих и ИТР оказались не задействованы.

1928

Правительство поставило перед руководителями народного хозяйства задачу по переводу заводов военпрома на выпуск товаров широкого спроса. Головная организация «Патрубтрест»(патронно трубочный трест) в состав которого входило 8 заводов, в т.ч. и завод №50 (ЗИФ). За всеми этими заводами в 1928 году закрепили определённые виды продукции, за ЗИФом — велосипеды, самый сложный вид продукции из всех 8 заводов. В августе 1928 года была изготовлена первая партия. Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем харьковские или рижские, но отличались высокой надёжностью.

1931

В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный. Патрубтрестом через посредника, (никто не хотел иметь дело с военным ведомством) были закуплены образцы велосипедов и конструкторская документация у английской фирмы «BSA» — три ружья. В 1931 году началось серийное производство велосипедов.

1933

9 апреля 1933 года заводу присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ)

1935

В связи с необходимостью выпуска новых взрывателей в начале 1935 года на заводе было организовано часовое производство, которое через пять лет было передано построенному рядом Пензенскому часовому заводу. В том же году были выпущены первые патефоны.

До 1938 года заводом было выпущено 838484 веломашины.

1941-1945

В годы Великой отечественной войны основной продукцией предприятия были боеприпасы.

1946

Выпуск велосипедов был возобновлён в 1946 году. Завод выпустил несколько тысяч велосипедов. Было организовано также производство 100-тонных прессов, агрегатных станков различного применения и токарно-револьверных автоматов.

В 1954 году Мотовелопром в г. Харькове организовал ЦКТБвелостроения (центральное конструкторско-технологическое бюро), которое находилось в их прямом подчинении, хотя и располагалось в корпусах велозавода ХВЗ. Задачей ЦКТБ Было: — создание новых видов велопродукции, для заводов входящих в структуру Министерства автомобильной промышленности, систематизации уже выпускаемой продукции, разработка нормативно-технической документации,ГОСТов и ОСТов на велопродукцию. ЦКТБ набрав силу стал размещаться на своих площадях, была создана собственная производственная база.

В начале 50-х на ХВЗ Прибыловым Ф.А. был создан двигатель Д-4. На базе этого двигателя в ЦКТБ создали первый образец мотовелосипеда и совместно с ХВЗ выпустили первую партию. Затем разработку передали на развивающийся завод в г.Львов. ЗИФ же не входил в структуру Автопрома.

1957

На ЗИФе разработки к выпуску мопеда начались в 1957 году. За концепт видимо была взята разработка ЦКТБ. Рассматривая конструкцию рам на ЛВЗ — В-902 и на ЗИФе — МВ-16, можно с уверенностью сказать, что они одинаковые, за исключением некоторых незначительных, скорее технологических, чем конструктивных, отличий.

1959

В декабре 1959г. на ЗИФе были выпущены первые мопеды, а в 1960 году их было выпущено 504 штуки. До этого двигатели устанавливались в заводских условиях на дорожные велосипеды 1В (есть фото с участка сборки).

1966

С марта 1966 года завод стали именовать «Велосипедный завод имени Фрунзе». В 1970-е гг. коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий, завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов.

1971

В 1971-м году завод наградили орденом Октябрьской Революции.

1978

В январе 1978 года с конвейера сошел 2.000.000-ый мопед марки «ЗИФ-77».

В 90-х годах в рамках кооперации с Рижским мотозаводом «Саркана звайгзне» был налажен бартер продукции. Взамен велосипедов из Латвии поступали мотокомплекты мокиков «Стелла» (до 96-7 года). Окончательная сборка производилась на заводе. Это позволяло снизить расходы на таможенные пошлины и увеличить рынки сбыта. Совместно с рижанами был разработан мотовелосипед оригинальной конструкции «ЗИФ-20» 2-х модификации, первая из которых преимущественно комплектовалась из запчастей латвийского производства.