Одноколесный экипаж

 

Придумать всякое можно, а видел ли кто одноколесный экипаж?

 

Одноколесный экипаж

 

— Боязно? Пустяки! Моя машина устойчива и прекрасно поддается управлению, — говорит автор, инженер Э. Мельников из деревни Янино-II.

 

КТО РОДИТЕЛЬ — ТОТ, ЧЬЕ ДИТЯ, ИЛИ ТОТ, КТО ВЫНЯНЧИЛ, ВЫКОРМИЛ, ВОСПИТАЛ, ПОСТАВИЛ НА НОГИ? КТО АВТОР НОВШЕСТВА — БРОСИВШИЙ ИДЕЮ НА «АВОСЬ» ИЛИ СДЕЛАВШИЙ ЕЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕЙ, РАБОТАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИЕЙ? ПРАВО И ЭКОНОМИКА РАСХОДЯТСЯ ВО ВЗГЛЯДАХ НА ЭТОТ ВОПРОС. А ВЫ, ЧИТАТЕЛЬ, ЧТО СКАЖЕТЕ?

 

Еще в 1906 году в России была выдана привилегия № 23500 на одноколесный экипаж типа «беличье колесо». Более пятидесяти лет спустя инженер из Грозного Т. В. Шеин получил авторское свидетельство № 251392 на «мотоцикл-белку», управляемую с помощью маховика. Со страниц ИРа (№ 12—69 г.) изобретатель обратился ко всем, кому это интересно, с призывом к сотрудничеству. Как ни странно, никто не откликнулся. Прошло пять лет… Впрочем, чего говорить о пяти годах, когда блестящая идея «висела в воздухе» более шестидесяти лет! А почему? Да, видимо, потому, что специалисты заняты усовершенствованием традиционных видов транспорта, а энтузиасты просто-напросто не представляют себе, как это можно ездить внутри колеса.

Но вот в деревне Янино-II (Ленинградская область) нашелся человек, который, не зная ни о привилегии, ни об авторском свидетельстве на «беличьи мотоциклы» послал во ВНИИГПЭ заявку на одноколесный экипаж «…в котором водитель и двигатель находятся внутри колеса, движущегося на подшипниках по внешнему, подвижному ободу». Это был инженер ЦПКБ швейной промышленности Эдуард Мельников.

Понятное дело, что автор получил отказ по причине отсутствия новизны. Но это его не остановило. Мало ли что кто-то, где-то, чего-то заявил, а вот видел ли кто такую машину? Сам он нигде ничего подобного не встречал, а стало быть — за дело!

Полторы зимы и одно лето в дощатом сарае, приткнувшемся на задворках, шло конструирование, экспериментирование, сборка, наладка и т. д. и т. п.

На постройку экипажа пошли: трехколесный велосипед, который старшему сыну уже был мал, а младшему еще велик; двигатель и шины от собственного мопеда, звездочки и втулки, позаимствованные у соседа-мотоциклиста, дюралюминиевые швеллеры, выклянченные у совхозных тепличников, и мешок подшипников, болтов, гаек, шайб, пружин и бог знает чего еще…

 

Одноколесный экипаж
Последняя проверка перед выходом на старт.

 

В один прекрасный зимний вечер Эдуард тихонечко вынес из сарая свое «смешное колесо» и повесил на суку яблони, растущей тут же, у порога. Еще раз придирчиво осмотрел свое детище, продул свечу, «подсосал» смеси в карбюратор и запустил двигатель. Без нагрузки внешний подвижный обод завертелся с сумасшедшей скоростью. А вдруг заклинит какой-нибудь из пятнадцати подшипников? Тогда вся машина разлетится в пух и прах!.. Однако все обошлось благополучно. Можно ехать. Эдуард снял колесо с дерева, уселся на дощечку, заменявшую сидение, и, запустив двигатель, включил сцепление. Машина дернулась, словно норовистый конь, впервые почувствовавший на спине седока, чуть-чуть буксонула на утоптанном снегу и сначала как-то вразвалку, а потом все быстрее и быстрее покатилась по протоптанной тропке подальше от домов, за деревню, в поле…

20 километров в час по буграм, через ямы, канавы и кустарник… Такое под силу разве что мощному трактору или транспорту на воздушной подушке. И еще легкому слабосильному колесу с седоком внутри.

 

Одноколесный экипаж
Транспорт настолько необычен, что не сразу сообразишь, куда садиться, за что крутить. Вопросов остается немало и после разъяснений.

 

Устройство и принцип действия одноколесного экипажа немудреные. Основа конструкции (не считая движка) — огромное колесо, составленное из двух П-образных швеллеров, вставленных один в другой. По внешней окружности обруча наложена шина. Она сидит прочно и не спадает за счет боковинок. Внешний (большой) обод подвижный, а в движение его приводит двигатель, установленный на внутреннем неподвижном колесе.

Во внутреннем ободе проделана щель, а в нее утоплена звездочка. Звездочка соединена с валом двигателя. Как только тот заработает — звездочка начнет вращаться и охотно цеплять насечку на дне внешнего обода. Так как между ободами подшипники, то система приходит в движение. Водитель, оседлавший двигатель, остается на месте, активно наезжая на замкнутую одноколейку. Та, прокручиваясь, всегда и всюду позволяет ехать, не ощущая большой тряски. Держать равновесие, находясь внутри подвижного колеса, ничуть не труднее, чем управлять велосипедом.

Для управления машиной Эдуард сделал рулевое колесо, с которым через ось связан груз-балансир. Достаточно повернуть его в сторону, чтобы сместить центр тяжести и таким образом заставить колесо повернуться. Однако в процессе езды выяснилось, что управлять экипажем можно просто, перенося собственный вес в ту или иную сторону, как на мотоцикле.

 

Одноколесный экипаж
Для тех, кто отважится сделать подобный одноколесник, приводим «секрет» устройства колеса:
1 — внутренний неподвижный обод;
2 — подшипник;
3 — внешний подвижный обод;
4 — резина.

 

Ю. ЕГОРОВ

 

 

«Изобретатель и рационализатор», 03/1974

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *