И никаких «Шавок»!

 

И никаких Шавок!

 

Больше года стоит конвейер Тульского машиностроительного завода. «Муравьи», некогда разбежавшиеся по всему свету, постепенно переходят в категорию раритетов. Кризис, казалось, должен был вбить последний гвоздь в крышку гроба предприятия…

Владимир Чуваев, главный компьютерщик завода, увлекает меня куда-то по темным холодным коридорам. Распахивается дверь и — о чудо! — мы в большом освещенном зале, заставленном мониторами. Это первый в России и СНГ центр компьютерного проектирования мототехники, в котором от начала до конца по современным компьютерным технологиям изготовили минироллер «Фрегат».

Главный инструмент разработчиков — пакет дизайнерских программ канадской фирмы «Alias». Они универсальны — с их помощью создают компьютерную графику для крутых фантастических фильмов (например, «Терминатор-2»), моделируют любые предметы — от одежды и посуды до автомобилей и памятников архитектуры…

Однако всему здесь голова — дизайнер. Над семейством «Фрегатов» работали Владимир Домнин, Андрей Смиренный, Анатолий Корзин и Александр Храмченко.

Идеи дизайнера воплощаются на дисплее, начиная с набросков в трех проекциях и заканчивая цельной моделью. Задав фактуру материалов (резина, сталь, пластик и др), их раскраску и освещенность, можно осмотреть модель со всех сторон и даже в движении. После того, как форма принимается, компьютер передает по сети размеры изделия в цех на станки с ЧПУ, на которых изготавливают оснастку. Для пластиковых облицовок и штампованных стальных деталей матрицы и пуансоны изготавливаются из дешевого пластика — капролона. Разметка и резка осуществляется лазерным лучом, что избавляет от вырубных штампов. Координатно-измерительная машина позволяет тут же оценить отклонения готовой детали от расчетной модели и выдает поправку на координатные станки. Таким образом точность облицовочных деталей не превышает десятых долей миллиметра!

Но формирует облик машины все-таки «железная» основа, и сделать ее нужно легкой, прочной, технологичной. К счастью, у туляков есть такой опыт. В 1986 году на заводе прорабатывали несколько концептов «полтинников». Евгений Власов и группа энтузиастов разработали оригинальную раму, схемы подвески колес, на что получили три авторских свидетельства.

 

И никаких Шавок!
Прототип 13-летней давности. Еще с «Шавкой».

 

Любопытно, что идея дугообразной рамы пришла совершенно случайно. Было это давненько, еще когда выполняли райкомовскую разнарядку по шефской помощи. Тогда для центрального городского парка делали детские качалки и обратили внимание на то, что конструкция вышла жесткой и технологичной. А почему бы эту форму не положить в основу рамы?

Испытания во ВНИИМотопроме прошли «на ура», но дальше тогда дело не продвинулось. К слову, очень похожая схема передней вилки — «Телелевер» была внедрена на БМВ позже, лишь в 1991 году.

И вот в конце 1996 года сдули пыль с отчетов, в конструкции что-то изменили, в частности, вписали в раму вместо «шавки» (мотор «Ш-52» Шяуляйского моторного завода) современный движок — и прототип готов. С помощью компьютера-портного приодели и нарекли «Фрегатом». Кстати, имя навеяла форма передней части роллера, напоминающая зоб этой океанической птицы.

 

И никаких Шавок!
«Фрегату» не чужда водная стихия.

 

Итак опытные образцы существуют, ездят (в чем мы сами убедились в пробеге «Караван-98»). Гибкая технология позволит хоть каждый год менять модели — ведь теперь на изготовление оснастки современными методами уходит всего несколько недель.

Только не опоздали ли туляки? Найдутся ли сейчас у тонущего (не без помощи правительства) крейсера под названием «Туламашзавод» средства для спасения маленького «Фрегата»?

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-РОЛЛЕРОВ «ФРЕГАТ»: Двигатель — «Морини», «Зид-50», «ВП-50». Габаритные размеры, мм — 1600 х 740 х 960. База, мм — 1140. Масса, кг — 65. Грузоподъемность, кг — 100. Емкость бензобака, л. — 5. Расход топлива, л/100 км — 2,2. Размер шин, дюймов — 3,00-10. Тормоза: передний — дисковый «Grimeca» (Италия); задний — барабанный. Максимальная скорость, км/ч — 50.

 

Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора и из архива ТМЗ.

 

«Мото», 01/99

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *