Три — больше чем два!
Но лучше ли?
На Всесоюзном смотре-конкурсе «МОТОСАМ-90», с материалами о котором читатели хорошо знакомы («Мото»‚ 1991, № 1, 2; «За рулем», 1991, № 1), в числе прочих была представлена группа трехколесных мототранспортных средств. Имея в виду не традиционные мотоциклы с прицепной коляской, а трехколейные, трехколесные, некоторые самодеятельные конструкторы решили попробовать в наших условиях создать что-то наподобие популярных за рубежом (особенно в США и Японии) мототранспортных средств. Действительная универсальность их применения и кажущаяся повышенная безопасность, основывающиеся на наличии сзади оси с двумя широко расставленными колесами, сулят, вроде бы, дополнительные возможности и удовольствия. Однако более тщательное рассмотрение реальных достоинств и принципиальных недостатков этой техники выявляет ряд специфических особенностей, которые сводят на нет все предполагаемые преимущества. Обратим внимание на то, что некоторые самодеятельные конструкторы пытаются поиском оригинальных решений устранять отдельные недостатки, что, однако, не улучшает трехколесное транспортное средство в целом. В этой связи хотелось бы отметить три важных обстоятельства. Первое. В 40—50-е годы трехколесные авто- и мотомобили были широко распространены в Западной Европе и Японии. Однако именно по соображениям безопасности их производство было запрещено в Европе и свернуто в Японии (где сохранились некоторые модели трехколесных микрогрузовиков). В странах же Юго-Восточной Азии популярность трехколесных транспортных средств — моторикш — все еще велика.
Второе. Американское общество ЦМСЦ (комиссия по безопасности товаров широкого потребления) еще в 1986 г. выступило с предложением устанавливать на трициклы предупреждающие наклейки, говорящие о том, что этими машинами не рекомендуется пользоваться водителям моложе 16 лет и что для овладения ими необходимо пройти специальную подготовку. На большинстве машин такого типа в США запрещается ездить с пассажирами. Третье. Стремясь как-то обойти эти запреты, фирмы, делающие трехколесные мотоциклы, в свою очередь, идут на различные ухищрения, повышающие безопасность своих изделий. Например, устанавливают дополнительные колеса, препятствующие опрокидыванию. Или оборудуют трициклы дугами безопасности, защищающими водителя сверху и с боков. Нередко водителя обязывают пристегиваться ремнем, как в автомобиле, что, однако, мешает ему работать корпусом при маневрировании. Поэтому появились и такие конструкции, в которых водитель может, перемещаясь внутри защитного каркаса, менять расположение центра тяжести системы и тем повышать ее устойчивость.
Однако все эти ухищрения помогают слабо, в связи с чем во многих странах трициклы вообще запрещены.
У нас формального полного запрещения на трициклы не существует. Однако выпускавшиеся в 50-е годы трехколесные инвалидные мотоколяски «СМД» были в 60-е модернизированы в четырехколесные, в первую очередь опять-таки по соображениям безопасности. Напомним, что единственный серийно выпускаемый у нас уже в течение более 20 лет трицикл — грузовой мотороллер «Муравей» — относительно безопасен из-за низких динамических показателей и крайне ограниченной сферы применения.
На примере самодельной мототехники‚ показанной на смотре-конкурсе «МОТОСАМ-90», нам представляется возможность более внимательно рассмотреть концепцию трехколесного мотоцикла и возможные пути улучшения его безопасности.
Всего на смотре присутствовало 8 конструкций трициклов. Компоновочно они сходны, кроме одной машины. Симметрично расположенные колеса — одно переднее и два задних на одной оси; двигатель в базе, сиденье водителя над задней осью (или вблизи нее).
Вначале обратим внимание на самых «малых» представителей этой группы, изготовленных при участии детей и подростков.
Фото 1. Возможности «Микромото» проверяет Юренс Степановс.
Наиболее простым и в то же время внешне достаточно привлекательным был детский трицикл «Микромото» (фото 1), представленный уже известным читателю КСТТ СПТУ-14 из г. Нарвы (Эстония). Малые размеры и двигатель Д8-45 объемом 50 см3 делают этот образец мечтой многих мальчишек. Оригинальна конструкция рамы, выполненная из колена выпускной трубы автомобиля ЗИЛ-130. Эта же рама является бензобаком. Другие самодельные узлы — передняя вилка, глушитель, седло, руль, крылья. Характерные особенности (кроме рамы — бензобака): ленточный задний тормоз и консольная подвеска двигателя, позволяющая натягивать цепь за счет поворота двигателя вокруг горизонтальной оси. Широкие колеса, подрессоренная передняя вилка, высоко поднятые щитки, «изломанное» широкое седло придают трициклу вполне спортивный вид. Ну а его возможности достаточно ярко продемонстрировал одиннадцатилетний участник смотра-конкурса Юренс Степановс из Латвии. Кстати, это же фото показывает, что умелое обращение с нескоростной трехколесной мини-техникой может быть достаточно безопасным. Авторы — учащийся СПТУ Дмитрий Мотылев и руководитель КСТТ Алексей Юлле.
Фото 2. «Антилопа» в варианте «моно»: задняя часть «отстегнута»‚ руль с органами управления перенесен на переднюю опору двигателя, водитель опирается на роликовые коньки.
Еще одна детская конструкция оригинальна как своими компоновочными, так и техническими решениями. Клуб юных техников из СПТУ-72 (г. Ревда Свердловской области) представил совершенно необычное мототранспортное средство. Их «Антилопа» может существовать в трех разных вариантах. «Антилопа—1» — это одноколесное спортивное транспортное средство. От комплектного основного варианта отсоединяется передняя часть, которая содержит двигатель, ведущее колесо, сиденье, топливный бак (под сиденьем) и органы управления. Водитель при этом надевает на ноги роликовые ботинки, садится на сиденье, берет в руки рулевую штангу и, как это ни странно, едет! (фото 2). По сути дела, под руководством мастера производственного обучения Владимира Ракитова учащимися СПТУ А. Негановым, А. Сафоновым, А. Кобзарем создано новое «спортивно-аттракционное» транспортное средство. При известной доле фантазии можно придумать различные соревновательные упражнения на таких моноциклах.
Фото 3. «Антилопа» в самом полном варианте.
«Антилопа-2» _ переднеприводный оригинальный мотоцикл на двух колесах, однако внешние колеи образуются маленькими роликами, предотвращающими излишний крен. «Антилопа-3» (фото 3) — переднеприводный трицикл. Сиденье в последних вариантах своей высокой спинкой выполняет одновременно функцию шарнирного силового каркаса для направляющего аппарата, связанного с сиденьем двумя амортизаторами от мопеда. Тормозной механизм установлен только на переднем колесе. Двигатель Д—8 оборудован системой пуска от бензопилы «Урал».
Следует отметить, что коллектив авторов «Антилопы» достаточно давно и плодотворно занимается созданием оригинальной мототехники: они участники Всесоюзного слета сверхлегких летательных аппаратов (СЛА-87), награждены в 1988 г. серебряной медалью ВДНХ СССР. В общем, плод детской фантазии, воплощенный в металле, достаточно предметно свидетельствует о наличии технического таланта у юных конструкторов.
Что касается безопасности, нужно отметить, что такие транспортные средства, на наш взгляд, должны эксплуатироваться на специальных площадках для развлечений, аттракционов, соревнований.
…
Несколько слов о дизайне. Все трициклы, как правило, имеют внешний вид подчеркнуто спортивного типа. Высоко поднятые элементы двигателей, спортивные рули и другие атрибуты делают эти транспортные средства очень привлекательными, особенно для молодежи. Выделяется дизайн трицикла «Варан», выполненного в обычной для Алексея Юлле манере. Здесь хорошо сочетаются с плоскими удлиненными линиями щитков массивные спицы литых колес, трубчатые ограждения, плоское сиденье и другие элементы.
В заключение можно отметить, что представленные на «МОТОСАМ-90» трициклы показали, что существуют большие резервы как в насыщении бедного потребительского рынка, так и в возможностях для реализации творческих замыслов.
Краткие технические характеристики трициклов приведены в таблице.
О. КУЛАКОВ, М. МЕНЗУЛЛОВ, В. РИДЕР.
Фото А. Садовникова.
«Мото», 02/92 (с сокращениями)