А завод несет убытки…
В сельских районах республики наблюдается закат «эры велосипеда». Сколько можно было увидеть прежде на проселочных и шоссейных дорогах людей, энергично нажимающих на педали. Теперь они в большинстве своем пересели на мопеды. В этом, несомненно, большая заслуга и рижского мотозавода «Саркана звайгзне».
Такая же картина и в городах. Даже мальчишки не хотят больше ездить на велосипедах, подавай им самоходную технику. Что ж, это неплохо. Какой же из мальчишки вырастет мужчина, если он не умеет обращаться с моторами?
И все же в этих хороших делах есть и своя беда, которую, в первую очередь, приходится переживать конструкторам мопедов. Как известно, техника не терпит застоя. Каждое изделие конструкторы стараются со временем улучшить, сделать более совершенным. Это — диалектика. Но, как доказывает практика (и в этом тоже своя диалектика), не все одинаково быстро осознают необходимость дальнейшего прогресса.
Так получилось и в отношении легкого мопеда «Рига-7». Конструкторы завода «Саркана звайгзне», выявив недостатки предыдущей модели и стремясь быть передовыми среди специалистов своей отрасли, создали новую машину, которая во многом превосходит прежнюю. Выпуск нового мопеда по плану должны были освоить в последнем квартале прошлого года, а с первого января следовало начать его серийное производство. И вот машины этой модели выпускают, но не так, как предполагалось. Вместо «Риги-7» завод сейчас изготовляет нечто вроде гибрида, используя экипажные детали нового мопеда, а мотор — старого. Другого выхода у «Саркана звайгзне» пока нет, так как оказалось, что инстанции, которые утвердили план выпуска этой модели, не обеспечили изготовление на другом предприятии двигателя к нему. А «Саркана звайгзне» из-за чьей-то нерасторопности несет убытки, ведь хозяйственная деятельность предприятия ныне оценивается по новым принципам. Сейчас «Рига-7», в которую монтируют старый мотор, теряет в цене, а предприятие недополучает запланированной прибыли. И эту недостачу ему придется покрывать за счет тех доходов, которые заводу приносит сверхплановая продукция.
Как утверждает заместитель начальника конструкторского бюро Я. Розите, такое положение продлится еще долгое время: предприятие-поставщик начнет выпускать новый мотор только во втором полугодии…
Однако, несмотря на то, что конструкторы мопедов огорчены непредвиденными трудностями, они все же остаются оптимистами и полагают, что все происшедшее — лишь случайность, которая больше не повторится. Они, конструкторы, как и прежде, увлечены новыми творческими замыслами. Так, у выпускаемого ныне мопеда «Рига-4» с рабочим объемом двигателя 50 кубических сантиметров будет две скорости. Обслуживание этой машины несколько усложняется, зато она станет выносливее. Максимальная скорость остается той же — 50 километров в час.
Заводские конструкторы стараются создать также отличную гоночную машину с рабочим объемом двигателя 50 куб. см. Первые образцы уже можно было увидеть на гоночных трассах, где они показали хорошие результаты.
Такие мопеды предназначаются главным образом для пареньков 12—16 лет, чтобы они приобрели необходимые навыки и воспитывали мужество.
Да, эра велосипеда действительно заканчивается…
В. Яунзем.
«Ригас Балсс», 02/1968