Спасибо за «Ригу-3»!

 

Сотрудники кишиневской «вечерки» Ю. Греков и В. Сафулин 2 июля выехали в мотопробег по дорогам семи республик на мопедах «Рига-3». Недавно кишиневские журналисты прибыли в наш город — столицу пятой на маршруте пробега республики. Рижанам, конечно, будет интересно узнать, как проходил пробег на машинах рижского производства. Сегодня мы печатаем рассказ гостей об их пути.

Сегодня, когда за нашими плечами больше двух тысяч километров бетонных, булыжных, асфальтовых и проселочных дорог, жара Молдавии и Украины, долгие на два-три дня дожди Белоруссии и Литвы, мы можем сказать, не хвастаясь, что нужно было немало мужества, чтобы отправиться в такой путь. Конечно, мы не представляли, честно говоря, и десятой доли трудностей, которые встретились нам в пробеге. Так что сказать, будто мы заранее были готовы ко всему и, сознавая, что нам предстоит, двинулись я долгий путь, нельзя. Мы просто поехали. И когда мы говорим о мужестве, мы имеем в виду совсем другое. Слух о нашем намерении невероятно быстро распространился по городу (Кишинев значительно меньше Риги, так что это неудивительно). И вот целую неделю знакомые и не очень знакомые люди останавливали нас на улицах:

— Слушай, что это точно? На этих примусах вы полсвета объехать задумали? Нет, серьезно?

Сначала мы улыбались и отвечали — да, серьезно. Потом улыбаться надоело, и мы со все большим нетерпением ждали дня отъезда, форсируя свои кишиневские дела. Временами появлялась робкая мыслишка — все сомневаются, а вдруг и вправду не доедем? Но мысль эту мы старательно гнали прочь и продолжали готовиться под однообразно остроумные вопросы: «Ну, не раздумали еще?», «Может, лучше сначала на Гидигич съездите?» (Гидигич — это пригородное водохранилище) и т. д. Именно эта предотъездная неделя и потребовала от нас мужества.

И вот, наконец, утром 2 июля от подъезда нашей редакции мы тронулись в далекий путь. Кишинев проводил нас хорошим дождем, длившимся сорок километров. Казалось, природа хочет недвусмысленно сказать, что затеянное нами дело вовсе не увеселительная прогулка, а трудная, утомительная, многодневная работа. В первые дни к вечеру нам уже не хотелось ни ехать, ни есть, а только свалиться под скирду соломы и хорошо выспаться. Потом начались всякие неполадки с мопедами — пресловутый карбюратор, искра, зажигание и т. д. Возиться приходилось немало. Попадись эти строки кому-нибудь из тех, кто отговаривал нас, он бы обрадовался: а я что говорил? На это можно ответить просто: у каждой медали есть две стороны. Одна — чисто физические трудности — заставляла здравомыслящих наших знакомых отговаривать нас от поездки. Другая — возможность увидеть так много захватывающе интересного — привлекала нас. Все зависит от того, с какой стороны смотреть на медаль, что считать в ней лицевой стороной. К слову сказать, Центральный Комитет комсомола Молдавии одобрил наше намерение посвятить свой мотопробег по дорогам семи республик пятидесятилетию ВЛКСМ и снабдил нас письмом, в котором ходатайствует о содействия в ознакомлении с жизнью и трудовыми делами молодежи республик, через которые проходит маршрут пробега.

…День за днем наматывают колеса наших мопедов новые сотни километров. Вот уже позади Молдавия. Асфальтовая лента взбегает на крутые предгорья Карпат. Далеко внизу видны села Буковины. А дорога бежит дальше. Проносятся мимо наших неторопливых машин стремительные «Явы». Мотоциклисты снисходительно ухмыляются, легко обходя нас. Но мы быстро перестали обижаться. «Рига-3», конечно, не «Ява», но и «Яве» далеко до «Волги». Все относительно. Тем более, что мы не в мотогонках участвуем. Так или иначе, вчера мы бродили по элегантным (другого слова не подберешь) черновицким улицам, ходили по гулким коридорам и аудиториям бывшей митрополии, в помещении которой сегодня один из крупнейших южных университетов, слушали в обкоме комсомола рассказ о мальчишках и девчонках, проделавших работу, за которую их похвалил бы сам Сергей Сергеевич Смирнов. А сегодня — мы в Тернополе. Еще через день — Ровно, город, где четверть века назад можно было встретить обер-лейтенанта Пауля Зиберта — замечательного разведчика Николая Ивановича Кузнецова.

С сорокакилометровой скоростью проносятся мимо новые, уже непривычные взгляду жителя Молдавии, пейзажи. Позади Карпаты. Днепр, Прут, леса Ровенщины и Волыни. И вот, наконец, в излучине Западного Буга город, короткое имя которого знает «всяк сущий на земле язык»… Вывороченные из земли и скрученные глыбы бетона, завязанные фантастическими узлами толстенные железные балки, оплавленный камень — немые свидетели подвига, совершенного советскими людьми здесь в те страшные июньские дни сорок первого. Долгие часы бродили мы по Брестской крепости, стараясь осознать все виденное, вызвать в воображении лица тех, кто свои последние письма писал штыком на стенах: «Прощай, Родина! Умираем, но не сдаемся!».

Совсем недалеко от стен крепости-героя шумит просторными зелеными проспектами новый Брест, обязанный своим сегодняшним днем тем, кто умер, охраняя его, 27 лет назад. Обязанный так же, как и любой город нашей страны, всего мира. Потому что здесь, на берегах Западного Буга и Муховца, был совершен первый подвиг войны, приведший к окончательному уничтожению коричневого кошмара.

Мы возвращаемся к нашим мопедам. Снова в путь. Недалеко за Кобрином, близ села Михновичи, у дороги прямо в траве стоит статуя юноши. На белом камне строгие слова: «Прохожий, остановись. На этом месте в апреле 1944 года 16-летиий комсомолец Николай Гойшик ценой своей жизни остановил вражеский эшелон, следовавший на фронт».

А через полсотни километров за Слонимом высится курган, увенчанный звездой. На мемориальной доске скупая надпись: «Здесь 10 июня 1944 года вел бой партизанский отряд «Непобедимый» при прорыве блокады немецко-фашистских захватчиков. Бой длился с 00 часов до 4 часов утра». И имена семерых партизан, похороненных под курганом, как легендарный матрос Железняк. Много таких памятников на земле Белоруссии — стоят они как вечные вехи былого, напоминая живущим сегодня счастливо и широко о тех, кто пал за это…

На десятый день пути наши «Риги» пересекли третью границу и покатили по литовской земле. Здесь у нас произошла малозначительная на первый взгляд встреча, которая подвела итог былым сомнениям: ехать или не ехать? Не прекращавшийся целый день холодный дождь с ветром загнал нас на вильнюсскую турбазу. Большой и непривычный прежде взгляд на мир открылся нам здесь — как в древнем караван-сарае на перекрестье больших дорог на несколько часов встречаются люди из славного и многочисленного племени путешествующих. Какими только способами не пользуются туристы — идут пешком, плывут на лодках, едут на машинах и мотоциклах, велосипедах, движимые единой целью — узнать, увидеть как можно больше интересного, понять прошлое, ближе узнать настоящее. Молодые и пожилые, одиночки и целые семьи…

Ночевавший вместе с нами в легком домике турбазы сорокалетний слесарь из Лиепаи, путешествующий на велосипеде с моторчиком, очень коротко и выразительно заключил разговор:

— Меня некоторые приятели считают «тово». Мол, пятый десяток человеку, а он на велосипеде гоняет бог знает где. Ну и пусть себе сидят дома, пыот пиво и стучат в домино. А я еду. И страна передо мной как раскрытая книга…

Раскрылась эта книга и перед нами. И заглянуть в нее нам помогли отличные машины, сработанные руками рижских рабочих. В понедельник мы приехали в ваш ошеломляюще прекрасный город. Мы не успели увидеть, наверное, и десятой доли того, что можно, но мы постараемся рассказать кишиневцам о Риге так, чтобы они поняли и прониклись нашим восхищением. А теперь — снова зовет дорога. Впереди Эстония. Потом еще три тысячи километров, отделяющие нас от родного города. Впереди долгие дни пути, новые встречи и впечатления. Мопеды готовы в путь. Мопеды «Рига-3», которые доставили нас к себе на родину, а теперь, неторопливые и надежные, повезут нас обратно на нашу.

Спасибо рижанам за «Ригу»!

 

Ю. Греков, В. Сафулин, спецкоры газеты «Вечерний Кишинев».

 

 

«Ригас Балсс», 07/1968

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *