«Три мушкетера» и один мотоцикл
Начиналось так…
— Через полчаса мы уходим домой, — в голосе Андрея энтузиазма не было.
— Уходим, — без особой уверенности подтвердил Леонид.
— Через полчаса, — согласился Харий.
Прошло полчаса. Прошло два часа. И три. За окнами давно уже посапывал февральский вечер. Друзья молча переглянулись и — остались, еще «на полчасика»…
* * *
— Ну, через пятнадцать минут…
— Да, да.
— А кофе еше есть?
Прошло пятнадцать минут. Прошло пять часов. А за окнами тихо вздыхала мартовская ночь…
* * *
— Привинчена последняя гайка, — торжественно провозгласил Андрей.
— «Ура» кричать будем?
— Нет, пока не стоит.
А за окнами поднималось апрельское утро…
* * *
В мае четыре первых «чижика» прибыли в Таллин. На традиционное первенство страны по шоссейно-кольцевым гонкам. Четыре «чижика» (неофициальное название), четыре гоночных мотоцикла «СЗ-50» (официальное название) замерли на старте. Они были очень импозантны: изящные обтекаемые формы, элегантные линии, графически четкий силуэт. За слегка кокетливой внешностью они скрывали массу достоинств (о недостатках — потом).
Наилегчайший вес: 42 килограмма. Андрей легко поднимал машину. Вполне солидная мощность: шесть лошадиных сил. Серийный двигатель для мопедов имел всего полторы лошадиных силы. «Три мушкетера» — так на «Саркана звайгзне» в те времена называли слесаря-испытателя Андрея Ахраловича, инженеров Леонида Бараненкова и Хария Гольдшмидта — изменили «полторы л. с.» до неузнаваемости. Поставили новый карбюратор, сделали пятиступенчатую коробку передач, сменили чугунные кольца на стальные — на эту работу и уходили февральские вечера и мартовские ночи.
«Чижик» развивал скорость. Но все-таки это было не главное его достоинство. Самое главное — четыре «чижика» были первыми в нашей стране гоночными мотоциклами с рабочим объемом в 50 кубиков! Самыми первыми!
Итак, импозантные машины замерли на старте. Секунда. Вторая. Третья. Старт!
Леонид рванул машину: вперед! Оглушительно взвыв, мотоцикл вырвался на шоссе. Восторженного гула болельщиков Леонид не слышал.
Мчались навстречу сосны, ревел ветер. Поворот. Ну, держись, «чижик»! И снова ветер и сосны. И снова поворот. Только бы удержаться! Воя на поворотах, мотоцикл брал километр за километром. Впереди никого не было. Позади — тоже…
— Ленька «вписывался» в повороты, как балерина, — улыбаясь, вспоминает Андрей.
— Скажешь тоже: балерина, — глаза Леонида смеются. — Но первенство «чижик» взял.
— Ты взял первенство, — уточняет Андрей.
— С перепугу, —весело добавляет Леонид.
Продолжение номер один
Да, из первого испытания «чижик» действительно вышел победителем. Но парни были недовольны.
— Механизм переключения ни к черту, — ворчал Леонид. — Только молотком с ним работать.
— Скорость мала, — вздыхал отчаянный гонщик Андрей.
— Двигатель нужен посильнее, — мечтательно говорил Валдис Погайнис, еще один поклонник «чижика», тоже гонщик, тоже мастер спорта, а вообще — мастер лаборатории дорожных и стендовых испытаний, где работают «мушкетеры».
— Инженерной точности ему бы побольше, — заключал Гунар Приеде, инженер-конструктор лаборатории, тоже неравнодушный к гоночным машинам.
— И характер поувереннее, — подытоживал общие раздумья Харий.
Они выполняли обычные ежедневные обязанности. Испытывали мопеды, выпускаемые заводом, ездили в командировки. Они гоняли мопеды по дорогам Грузии и Молдавии, Украины и Поволжья. У Леонида хранится фотография: он, Андрей и мопед на Крестовом перевале. Высота — 2395 метров над уровнем моря. Снег.
Андрей Ахралович (слева) и Валдис Погайнис готовятся к путешествию по Закарпатью. У них сейчас отпуск.
Их домом были палатки, постелью — надувные матрацы. Вот еще одна фотография: Харий демонстрирует ботинки, на подошвы которых налипло по пуду земли. И еще: забрызганная грязью улыбающаяся физиономия Леонида.
А возвращаясь из командировок или заканчивая рабочий день, «мушкетеры» (кстати сказать, их число в лаборатории значительно выросло) бросались к своему созданию.
«Чижик» вбирал в себя лучшие качества своих создателей: инженерную точность Хария и Гунара («главное — все рассчитать!»), осторожность Леонида («уметь «вписаться» в поворот и вовремя среагировать на сосну!»), смелость Андрея («что это за гонки, если нет скорости!»), четкость в работе Валдиса («чтобы все было тютелька в тютельку!»). И львиными дозами он брал у них свободное время: «еще полчасика». которые превращались в два, три, пять часов.
…Ткнув кулаком в «бок» мотоцикла, Андрей зло сказал Леониду и Валдису:
— Пошли на шоссе.
Они вывели машину на дорогу. Леонид попытался завести. Не получается.
— В чем дело? — Он недоуменно посмотрел в усталые глаза Валдиса. Тот пожал плечами.
— Попробуй ты, Андрей.
Попробовал. Не заводится.
Черт знает что! Наконец, после долгой возни мотоцикл неохотно фыркнул. Но — полное отсутствие скорости. И вообще что-то непонятное.
Они вернулись к себе. Разобрали «чижика». И хохотали до изнеможения: забыли поставить кольца.
Да, забыли. До этого парни двое суток не выходили из мастерской.
Продолжение номер два
Слава «чижика» росла. Им откровенно восхищались гонщики Латвии. Вторая модель «СЗ-50» давала уже 105 километров в час. На республиканских первенствах мотоцикл непринужденно брал призовые места. Его с откровенной завистью рассматривали мастера «гоночного дела» на ВДНХ в Москве. У него уже накопилось 40 разных дипломов.
А это «чижик». Его скорость 105 км в час.
Но в прошлом году на очередном первенстве Союза (второй этап его был в Тарту) ребят постигла неудача: Андрей «полетел» с дистанции. Валдису досталось лишь третье место и бронзовая медаль.
Создатели «чижика» грустили недолго: мы должны взять реванш. Но старая машина выжала из себя все, что могла. Значит, нужна новая. «Чижик» номер два.
Старый, видавший виды мотоцикл одиноко грустит в мастерской. Над ним на стене висят дипломы — свидетельства его былой славы и ратных успехов. По вечерам, когда комната пустеет, он словно вспоминает стремительные повороты и сосны, летевшие навстречу…
А ребята мечтают о новом. Они хорошо знают, какими качествами он должен обладать. Двигатель — в 10 лошадиных сил. Скорость — 130—140 километров в час. Изменить ходовую часть. Дать ему восьмиступенчатую коробку передач.
Они не просто мечтают. Творческое содружество уже родилось. Десять человек будут работать над новой моделью. У каждого из десяти — своя творческая задача. И снова свободное от работы время львиными дозами будет «проглатывать» мечта — гоночный мотоцикл с рабочим объемом в 50 кубиков, со скоростью 130—140 км/час.
Уже сейчас эта мечта приобретает реальные очертания в виде первых чертежей будущего «чижика» номер два.
Л. Шабурова. Фото В. Уласевича.
«Ригас Балсс», 08/65