Мы — с завода «Саркана звайгзне»

 

Смолкла конвейерная линия, которую то и дело покидают яркие «Рига-11» и «Рига-16». Замерли станки в инструментальном и штамповочном цехах. Начался обеденный перерыв. В цехах, в сквере под яблонями молодые рабочие обступили ветеранов завода: «Как было тогда, когда завод делал первые шаги, как его восстанавливали в послевоенные годы?..». И начинаются воспоминания и рассказы. Памятны 1949 год, когда впервые за год выпустили 100 тысяч велосипедов, и 1961 год, когда конвейер покинул последний велосипед с маркой «Саркана звайгзне». Рабочие рассказывают, как здесь, на заводе, создавались первые в нашей стране мопеды, какие пришлось преодолеть трудности, когда начинали производство мопедов «Рига-1», позже — «Рига-7», и, наконец, «Рига-11».

Сейчас завод выпускает в год 350 тысяч мопедов, которые одинаково хороши и практичны и на асфальте большого города, и на грунтовых дорогах. Разговор заходит о будущем, о мокике. Это слово пока звучит непривычно. Но недавно и слово «мопед» казалось странным. Можно было бы ознакомиться с историей завода в музее, который открыт в помещении управления нынешним летом в честь 50-летия предприятия, но ни одна фотография, ни один документ не могут заменить рассказа свидетелей. Молодежь внимательно слушает Яна Грибуста, ветерана труда, который провел на предприятии —

 

Тридцать плодотворных лет

 

Мы — с завода Саркана звайгзне
Ян Грибуст.

 

Жизненный путь Яна Грибуста подобен судьбе тех людей, чья юность пришлась на первые послевоенные годы. Парень из-под Резекне приехал в Ригу. В городе нужны были рабочие руки, поэтому после окончания 3-го ремесленного училища он и еще 14 юношей пришли в 1949 году на «Саркана звайгзне».

— Здесь я начал тогда работать, — рассказывает Ян Грибуст, — и продолжаю трудиться сегодня. Сейчас у каждого станка электромотор. А тогда посреди большого помещения стоял сохранившийся со старых времен двигатель, который с помощью трансмиссии приводил в действие станки. При сверловке и опиловке нужно было прилагать максимум усилий. Теперь работать стало гораздо легче, а задания — во много раз сложнее. С помощью старых инструментов их выполнить невозможно. Новые требуют работы мысли и терпения. Быть хорошим мастером не просто. Те полгода, которые юноша проводит в роли ученика, могут дать лишь направление к профессии. Настоящим слесарем становятся за 6—7 лет. Если мой воспитанник проработал по своей специальности все эти годы, то я считаю, что обязанности наставника я выполнил.

У Яна Грибуста за эти годы было десять учеников. Все они работают на заводе и сейчас. Последний, Ян Цирулис, начал постигать тайны ремесла только в прошлом году, но уже стал слесарем третьего разряда.

— Хороший мастер получится, если будет и дальше так же сознательно и творчески работать, — говорит Ян Грибуст.

Чтобы охарактеризовать его собственное отношение к обязанностям, можно перечислить все эпитеты, славящие трудового человека — и все будет правдой. Это относится и к его общественной деятельности. Второй созыв подряд он выполняет обязанности депутата Верховного Совета Латвийской ССР. Ян Грибуст считает, что каждый депутат должен оправдывать доверие народа, должен обладать особенно острым чувством долга и ответственности. Изо дня в день к депутату приходят избиратели: они ищут его на заводе, звонят домой. У каждого свои заботы.

— Общественная работа не должна мешать труду на производстве, — считает Ян Грибуст. — Если у тебя есть общественные обязанности, ты должен посвящать выполнению их свое свободное время, а за станком работать с полной отдачей сил.

Ян Грибуст подтверждает эти слова делами. Нынешним летом он удостоен ордена Трудового Красного Знамени и почетного звания заслуженного работника промышленности Латвийской ССР.

 

Розы — бригадиру

 

Мы — с завода Саркана звайгзне
Расма Калниня со своими воспитанниками.

 

В городских парках, во дворах можно увидеть малышей на велосипедах с ярко-красными колесами, никелированным рулем и отражателем света на колесе. Детские велосипеды «Спарите» выпускает бригада 3-го цеха, которой руководит заслуженный работник промышленности Латвийской ССР Расма Калниня. «Спарите» — это не только верный друг в играх. Велосипед способствует физическому развитию детей, их ловкости.

…На столе среди покрытых маслом цепей, и ярких деталей стоят в вазе красные розы.

— Мне преподнесли их коллеги, когда узнали, что я удостоена почетного звания, — говорит Расма Калниня. — Приятно работать в коллективе, который небезразличен к событиям в жизни товарища. Тогда каждый успех приносит двойную радость, да и беда кажется не такой горькой. Нас в бригаде 22 человека, и каждый месяц мы выпускаем для малышей 7 тысяч велосипедов.

На заводе я с 1958 года. Пять лет работаю бригадиром. Многие из моих товарищей трудятся здесь еще дольше. Это Валентина Клявиня, Янина Зейлюк, Александр Бычковский, Михаил Пишенков. Летом на помощь приходят школьники. Работа у нас нетрудная, многие операции требуют молодых ловких рук. Я думаю, что ребята, наблюдая за работой старших товарищей, заинтересуются профессией слесаря, и завод получит старательных рабочих. Многие из работающих ныне на заводе — бывшие мои ученики. Если собрать всех, получится, что я обучила целую бригаду.

Расма Калниня может выполнять любую операцию. Она работает на самом ответственном участке, там, где монтируют «Спарите». Здесь — результат труда всего цеха, поэтому ошибки быть не должно. Приходится, порой, устранять ошибку, которая возникла на каком-то другом участке. Изделие аттестовано на государственный Знак качества, и оно должно быть изготовлено безупречно. Успех приходит в общем, напряженном труде.

 

«Мой завод»

 

Мы — с завода Саркана звайгзне
Битите Прейте-Фреймане.

 

У входа на завод объявление приглашает освоить специальность штамповщика. Рабочих этой профессии все еще не хватает.

— И я в свое время пришла работать в цех, прочитав объявление, — говорит Битите Прейте-Фреймане. — Эта работа понравилась мне с первого же дня моего пребывания на заводе. Поэтому и сейчас я работаю штамповщицей. Мне не нравятся люди, которые часто меняют место работы. У настоящего рабочего может быть только один завод, который он называет своим.

У Битите Прейте-Фреймане это — «Саркана звайгзне», на котором она трудится пятнадцатый год.

— В мой «янтарный» юбилей меня наградили Почетной грамотой Президиума Верховного Совета республики, —говорит Битите Прейте-Фреймане. — Мне было радостно, что мой труд получил признание.

Заводу в его «золотой» юбилей был вручен орден «Знак Почета».

Нам представлялось, что работа штамповщика однообразна. Но когда наблюдаешь за движениями Битите Прейте-Фреймане, удивляешься совершенству ее движений, получивших за долгие годы работы филигранную точность. Кто сказал, что работа здесь однообразна? Скорее, это труд творческий. Сделать бензобак не каждый штамповщик сумеет. Прежде всего надо «почувствовать» материал. Почувствовать его так, как крестьянин — землю, шофер — машину… Здесь необходимо чутье профессионала. Какое выбрать масло, как разместить металлический лист, все это можно освоить лишь с годами, с помощью терпения и настойчивости. Чтобы сделать один бензобак, надо выполнить шесть-семь сложных операций. Неудача при последней операции сводит на нет всю работу. У Битите Прейте-Фреймане брака не бывает. Разве могла бы она иначе, единственная среди всех штамповщиков завода, выполнять норму на 110, даже на 112 процентов. А нормы напряженные! Найти и применить резервы может только хороший мастер своего дела.

 

* * *

 

Мы познакомились с тремя рабочими большой трудовой семьи мотозавода «Саркана звайгзне». Этих разных людей объединяет то, что каждый из них, на протяжении многих лет оставаясь верным своему заводу, овладел мастерством избранной профессии. Его, как эстафету, они передают дальше своим питомцам.

 

А. Дзенис.

 

 

«Ригас Балсс», 08/1977

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *