Музей мопедов Владимира Гордеева

В ногу с жизнью

 

За послевоенные годы завод «Саркана звайгзне» быстро рос и расширялся, увеличивал выпуск велосипедов. Их конструкция и качество непрерывно улучшались. Вот некоторые цифры, характеризующие рост предприятия: в 1946 году оно выпустило 6.636 велосипедов, в 1950 году — 76.721, в 1955 — 152.660, в 1960 — 191.000. За 15 лет объем продукции возрос в 29 раз!

Сейчас завод уже не выпускает велосипеды. Он перешел на производство мопедов.

В связи с освоением нового вида продукции пришлось полностью переоборудовать цехи и наладить новую технологию. В рамно-сборочном цехе была создана поточная линия по изготовлению главных деталей мопеда «Рига-1». Для производства рам мотовелосипедов «Гауя» был создан замкнутый поточный участок. Если раньше отдельные детали и узлы приходилось по нескольку раз транспортировать из одного конца цеха в другой, то теперь они направляются от станка к станку в технологической последовательности.

Совершенно изменился труд красильщиков. Прежде они окрашивали отдельные детали и узлы с помощью пульверизаторов. Теперь организован участок окраски деталей в электростатическом поле. Подвешенные к конвейеру детали постепенно проходят через специальные камеры. В них частицы лака, заряженные электричеством, равномерно оседают на поверхность детали. Значительно улучшились условия труда рабочих — им не приходится больше дышать вредными для здоровья испарениями. Повысилась и производительность труда.

 

В ногу с жизнью

 

В этом году потребители получат 82.000 мотовелосипедов «Гауя», а в 1962 году — 105.000.

Немало поработал коллектив, чтобы наладить производство мопедов «Рига-1». Инженерно-технические работники предприятия начали его конструировать сразу после XXI съезда партии — в феврале 1959 года. Им удалось создать красивую, прочную машину, которая успешно прошла многократные испытания.

Чтобы начать серийный выпуск мопедов, потребовалось около 4.000 новых приспособлений и инструментов. Большая часть их была изготовлена рабочими инструментального цеха предприятия. Начальник этого цеха Я. Пурмалис, мастер Я. Сапо, слесари Я. Мендзинь, К. Олехнович и другие с честью выполнили задание.

Полностью реконструирован сборочный цех. Нынешним летом начальник бюро механизации и автоматизации Я. Гофман, конструкторы А. Давис, К. Ламберг и Э. Гравитис сконструировали конвейер для сборки мопедов. Он уже изготовлен, хотя пока еще не работает на полную мощность. Но темпы производства растут. Как только будет обеспечен достаточный выпуск деталей, готовый мопед будет сходить с конвейера через каждые 2—3 минуты.

Производство мопедов намечено резко увеличить. Если в этом году запланировано выпустить 5.500 мопедов, то в 1962 году их будет изготовлено уже 30.000, а в 1965 — 205.000.

 

В ногу с жизнью

 

Созданы и успешно работают новые производственные участки в механическом цехе: участок литья деталей под давлением, участок выпуска капроновых деталей. Освоено литье ведомых шестерней, редуктора спидометра и других сложных деталей.

Цехи завода ежегодно пополняются новой техникой. В 1959 году предприятие получило 48 новых станков, в прошлом году — 94, а в нынешнем — 109. Многие из них конструируются и изготавливаются своими силами.

Очень много в этом отношении делают заводские рационализаторы и изобретатели. Например, главный энергетик Я. Ошеров и главный механик завода В. Лакшевиц изобрели полуавтомат для твердой пайки рам мотовелосипедов с помощью тока высокого напряжения. Этот автомат спаивает все узлы рамы одновременно. Рабочим В. Будиловскому и А. Кривану остается лишь подавать на полуавтомат рамные узлы и нажимать соответствующую кнопку. Полуавтоматическое устройство само регулирует все режимы, длительность пайки, температуру и т. д., а затем само выключается и высвобождает раму.

Вместе с заводом растут и его люди. Многим молодым специалистам доверены ответственные посты. Начальником бюро проектирования оснастки новой технологии выдвинут молодой инженер В. Корнеев, участком внедрения прогрессивной технологии руководит A. Брыкова.

Велика у рабочих тяга к знаниям. Комсомолец А. Кочерга нынешним летом закончил вечернюю школу рабочей молодежи и теперь принят на заочное отделение механического факультета Рижского политехнического института. Комсомолец А. Мороз не только хороший сварщик, но и активный рационализатор. В 1947 году, когда А. Мороз начал работать на заводе, он не имел даже семилетнего образования, а сейчас он — студент 4-го курса вечернего отделения механического факультета РПИ.

После десятилетнего перерыва занятия в 10-м классе вечерней школы возобновил слесарь участка прогрессивной технологии А. Клауж. Нынешним летом Рижский индустриальный техникум закончили слесари Д. Ломейко и В. Сиволовчик. Сейчас Д. Ломейко работает механиком сборочного цеха, а B. Сиволовчик — мастером механического цеха.

Всего в институтах и техникумах обучается 90 тружеников завода. Путевки в вечерние школы рабочей молодежи этой осенью получило свыше 150 рабочих, 60 человек будут учиться во вновь организованном при заводе филиале Рижской заочной средней школы.

Сплоченный коллектив, умело используя современную технику, добивается больших успехов в выполнении социалистических обязательств, взятых в честь XVIII съезда Компартии Латвии и XXII съезда КПСС. К открытию XXII съезда КПСС труженики «Саркана звайгзне» обязались выпустить сверх плана 1.000 мопедов «Рига-1» и мотовелосипедов «Гауя».

 

А. Стурниек.

 

 

«Ригас Балсс», 09/61

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.