Премьера на полигоне

 

Как проверить качество выпускаемых мотоциклов и соответствие их основных параметров требованиям технических условий? Как определить их надежность при эксплуатации на разных дорогах? И наконец, как оценить полученные результаты, чтобы сравнить машины между собой и с выпускавшимися ранее? Все эти вопросы каждый год встают перед организаторами всесоюзных испытаний мотоциклов, именуемых «Первенством заводской марки».

Семь раз это первенство проводилось в южных городах страны. Разные трассы большой протяженности, к тому же не закрытые для движения транспорта, не всегда отвечали требованиям испытаний. Понятно, что в таких условиях трудно получить достоверные результаты, а тем более сравнить их с предыдущими.

Возможность значительно повысить ценность испытаний появилась после того, как в 1970 году решено было перенести «Первенство заводской марки» на автомобильный полигон НАМИ. ВНИИмотопром совместно со специалистами полигона разработал программу, по которой все отечественные мопеды, мотороллеры и мотоциклы держали экзамен на качество и надежность на дорогах полигона.

Согласно положению о первенстве, спортивные комиссары отобрали на заводах по две серийные машины: «Урал-2» (М-63) — в Ирбите, «Днепр» (К-650) — в Киеве, «Планету-2» и «Юпитер-2» с коляской — в Ижевске, «Восход» — в Коврове, М-105 — в Минске, мотороллеры «Турист» — в Туле и В-150М — в г. Вятские Поляны, мопеды «Рига-4» — в Риге и «Верховина-3» — во Львове. Там же все узлы и основные детали были замаркированы, машины обкатаны и в опломбированных ящиках отправлены на полигон. Вместе с ними прибыли экспериментальные тульские мотороллеры «Старт» и «Турист-М», ковровские мотоциклы «Восход-2» и львовские мопеды «Старт».

Сначала проводились специальные испытания: определение сухого веса, максимальной скорости, расхода топлива и тормозного пути. На динамометрической дороге, оборудованной современной аппаратурой, впервые удалось измерить с высокой точностью максимальную фактическую скорость машин. У всех, кроме одного мопеда «Верховина-3» (из-за неисправного карбюратора), она оказалась больше предписанной техническими условиями. Лучший результат показал ИЖ-Ю2 с коляской — 92,8 км/час вместо 80, как указано в технических условиях завода. Без штрафных очков закончили специальные испытания все серийные машины, за исключением того же мопеда, превысившего контрольный расход топлива. Первое место по сумме положительных очков заняла команда Ижевского завода.

Затем после осмотра и регулировки машин начались основные дорожные испытания. Они проходили в три этапа. Первый — пробег от 1390 километров для мопедов до 3000 для ИЖ-П2 со скоростью, составлявшей 85 процентов максимальной. Три дня в две смены шла работа на бетонном кольце полигона. Эта широкая, построенная по всем правилам дорожного искусства замкнутая трасса позволяет за короткий срок проверить способность двигателя функционировать в напряженнейшем режиме, когда обороты почти достигают расчетных.

Большая часть машин успешно сдала и этот экзамен. «Провалились» самые маленькие и одна из самых больших — на львовском и рижском мопедах разрушились коленчатые валы, а на киевском мотоцикле сломалась штанга привода впускного клапана. Неудача постигла и команду Ижевского завода, неоднократного победителя прежних лет — на топливном баке ИЖ-Ю2К была обнаружена трещина в месте приварки кронштейна. Получив по 50 штрафных очков, эти команды выбыли из борьбы за призовые места.

На втором этапе — на булыжном кольце машинам предстояло пройти от 440 (мопеды) до 930 (ИЖ-П2) километров со скоростью, составляющей 40 процентов максимальной. На этой дороге хорошей проверке подвергается ходовая часть машин. Особенно достается амортизаторам и… испытателям. Правда, не всем. Лучше других себя чувствовали водители мотороллеров В-150М. Предписанная им скорость оказалась самой подходящей, чтобы машина плавно ехала по булыжнику. Для достижения такого эффекта другим пришлось увеличить скорость, а некоторым не помогало и это. Поначалу казалось, что многие машины не выдержат такой тряски и, как шутили наблюдавшие за испытаниями автомобилисты, придется посылать установку с магнитами для очистки дороги от мотоциклетных деталей. Но мрачные предсказания не сбылись. Машины не только благополучно вынесли труднейший пробег, но и получили меньше штрафных очков за технические неисправности, чем на других дорогах. Булыжник оказался суровым лишь к одному рижскому мопеду — не выдержала сварка кронштейна на раме для крепления двигателя.

Наибольшие потери команды понесли на третьем этапе — грунтовой дороге. Сотни километров, пройденные со скоростью вдвое меньшей, чем максимальная, очевидно, выявили возникшие ранее дефекты и, конечно, вызвали новые, связанные с изменением режимов работы двигателя, переключением передач, действием тормозов, которыми до сих пор пользоваться приходилось мало.

Неудача постигла здесь команды Минского и Вятско-Полянского заводов, не имевшие до этого штрафных очков. На М-105 порвалась моторная цепь (случай вообще очень редкий), а на В-150М образовалась трещина капота у подножек пассажира.

Героем основных дорожных испытаний и победителем первенства заводской марки стала команда Ирбитского завода, не получившая ни одного штрафного очка! Ей вручен главный приз — «Надежность». Второе место заняла команда Вятско-Полянского, а третье — Тульского заводов. Из экспериментальных машин лучшими оказались львовские мопеды «Старт».

 

Премьера на полигоне
Размокшая грунтовая дорога — не препятствие и для мопеда.

 

Сравнивая результаты испытаний за несколько последних лет, важно отметить, что фактические величины основных параметров машин значительно лучше записанных когда-то в технических условиях. Так, сухой вес «Риги-4», М-105 и ИЖей на 7 процентов меньше указанных в ТУ, а тормозной путь у всех машин, кроме тяжелых, короче обусловленного на 40—50 процентов. Можно лишь сделать упрек, что эти достижения заводов не отразились своевременно в технических условиях.

Сейчас еще трудно полностью сравнить качество машин прежних и сегодняшних, поскольку испытания раньше проходили на разных трассах. В дальнейшем же, когда они получат постоянную прописку на полигоне, можно будет с уверенностью судить о прогрессе наших мопедов, мотороллеров и мотоциклов.

 

Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем».
г. Дмитров.

 

«За рулем», 04/71

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *