Самодельный мотороллер

 

В последнее время на улицах Москвы и других городов все чаще можно видеть одноместные мотороллеры с велосипедными моторами Д-4, построенные любителями. Эти небольшие легкие машины развивают скорость 40 — 45 км/час. Почти во всех них используются детали детского роллера с колесами размером 12,5″Х2,5″. Сравнительно большой диаметр этих колес заставляет применять цепную передачу от мотора на заднее колесо, что увеличивает вес и сложность конструкции.

Описываемый мотороллер лишен этого недостатка. Он построен летом 1958 года. Длительная эксплуатация его показала, что выбор схемы оказался удачным.

При проектировании этого роллера, в котором был учтен опыт постройки мотороллеров с цепной передачей, возникло немало спорных вопросов. Особенно много сомнений вызвала установка колеса малого диаметра непосредственно на мотор. Не будет ли двигатель задевать за землю при крутом левом вираже? Как скажется сильная тряска мотора на его работу? Как повлияет уменьшение диаметра колес на проходимость мотороллера?

Мотороллер уже прошел около 4000 км, на нем неоднократно совершались длительные поездки (до 150 км) по шоссейным дорогам со сложным профилем. Испытывался он и на улицах Москвы, Поэтому сейчас можно с полной уверенностью и обоснованностью говорить о его достоинствах и недостатках.

Сделанный нами мотороллер весит 21 кг и развивает скорость 35 — 40 км/час. Отсутствие коробки перемены передач, естественно, несколько ухудшило тяговые характеристики роллера, но зато позволило сделать его легким и упростить конструкцию. Несмотря на малый диаметр колес и отсутствие коробки передач, мотороллер проходит и по сухому проселку. На шоссе небольшой размер колес совершенно не заметен.

Удачная конструкция двигателя обеспечивает надежную работу его даже в условиях сильной тряски, а небольшие габариты, простота, надежность и невысокая стоимость самодельного мотороллера в сочетании со сравнительно большой скоростью делают его серьезным конкурентом мотовелосипедам.

Мотороллер имеет следующие основные узлы: рама с седлом и бензобаком; передняя вилка с рулем, маятниковой подвеской переднего колеса и тормозом; блок заднего колеса (мотор, закрепленный на качающейся подвеске к раме мотороллера, и колесо, посаженное на вторичный вал двигателя). Конструкция этих узлов, в основном, ясна из фотографий. На роллере применены колеса от детских роллеров и колясок размером 8,5″Х2″. Резина таких размеров имеется в продаже, а диски вытачиваются из стали.

Рама мотороллера представляет собой простую конструкцию, понятную из рисунка (см. вкладку). Конструктивное оформление ее может быть очень разнообразным, поэтому не имеет смысла подробно описывать ее. Нужно отметить, что в случае применения рамы велосипеда целесообразно использовать каретку педалей в качестве шарнира подвески заднего колеса с мотором.

Пол мотороллера изготовляется из листового дюраля толщиной 1,5 мм. Он крепится к нижней трубе рамы. Боковые трубы, усиливающие раму, являются окантовкой пола. Сверху к нему прикрепляются дюралевые профили, придающие полу жесткость и препятствующие соскальзыванию ног с пола.

Руль мотороллера — обычного велосипедного типа (удобно использовать руль от детского роллера) с ручкой газа и двумя рычагами: сцепления и тормоза (от велосипеда «Турист»).

Конструкция передней подвески ясна из рис. 1. Вместо обычной вилки к рулевой колонке приварена вилка с большим выносом вперед. На ней шарнирно крепится «П»-образная вилка колеса с закрепленным на ней тормозом, действующим на обод. В шарнир качающейся вилки запрессованы две бронзовые втулки. Обе вилки связаны от амортизационной стойки мотоцикла К-125.

Наиболее интересным является узел заднего колеса. Двигатель крепится к подвеске, которая является одновременно и подмоторной рамой. Она сварена из двух гнутых труб, одна из которых поддерживает мотор снизу, другая проходит через передний хомут мотора (рис. 3). Эти две трубы (рис. 2) с приваренными к ним втулками образуют заднюю вилку, которая шарнирно соединена с кареткой рамы так же, как и вилка переднего колеса. Задняя вилка и специальные кронштейны рамы мотороллера, подкрепленные подкосами, идущими от седла, связаны тремя пружинами (такими же, как и на передней вилке).

Мощность двигателя снимается не со звездочки вторичного вала, а непосредственно с ведомой шестерни редуктора через сцепление. Колесо крепится при помощи трех шпилек, ввернутых в ведомый диск сцепления. Надо сказать, что подшипники вторичного вала, которые воспринимают нагрузку от консольно закрепленного колеса, оказались достаточно прочными: до сих пор, т. е. после 4000 км пробега, их износ очень незначителен.

Переделка двигателя Д-4 не представляет трудности. В ведомом диске сцепления сверлятся три отверстия, в которых нарезается резьба для крепления шпилек колеса (рис. 4), а в крышке редуктора вырезается отверстие. Чтобы предотвратить попадание пыли и грязи в редуктор двигателя, колесо и крышка редуктора уплотняются фетровым (войлочным) кольцом, вставленным в специальную проточку на колесе.

Описываемая конструкция мотороллера получила положительную оценку на кафедре колесных машин МВТУ имени Баумана и экспонировалась на выставке студенческих научно-технических работ, посвященной 40-летию комсомола.

 

И. ФИЛИН
А. БОЛДЫРЕВ

 

Самодельный мотороллер

Самодельный мотороллер

 

«За рулем», 07/59

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *