250 тысяч моторов в год

 

250 тысяч моторов в год

 

До последнего времени изделия Шяуяйского завода были известны главным образом юным велосипедистам, высоко оценившим достоинства подросткового «Орленка» и детской «Ласточки». Скоро с продукцией этого предприятия смогут познакомиться и люди более зрелого возраста. В большой семье советских мотоциклов появился младший брат — мопед «Рига», на котором установлен двигатель Ш-50, изготовленный в Шяуляе.

Корреспондент журнала «За рулем» обратился к главному инженеру завода Феликсу Асинкритовичу Шляпникову с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся развития производства малолитражных мотоциклетных двигателей.

Сколько мопедных двигателей будет выпускать завод?

Первые двигатели на заводе собрали в памятные дни, когда в Москве начал работать ХХII съезд КПСС. Это был трудовой подарок нашего коллектива родной партии (мотор, имеющий первый заводской номер, стал теперь экспонатом республиканского историко-революционного музея). В 1961 году мы смогли изготовить 25 двигателей, а в нынешнем сойдут с конвейера уже 30 тысяч. Наращивая темпы, завод рассчитывает к концу семилетки увеличить производство до 250 тысяч и полностью обеспечить рижский завод «Саркана Звайгзне», выпускающий мопеды, надежными, экономичными двигателями. Это будет нашим вкладом в выполнение программы строительства коммунизма, намеченной ХХII съездом КПСС.

Каковы возможности повышения мощности предприятия?

250 тысяч моторов в год — цифра совершенно реальная. Больше того, я уверен, что она будет превышена. Жизнь часто вносит поправки в планы. Например, новый корпус, где разместился цех двигателей, строился вначале для сборки велосипедов. Но коллектив смог расширить их выпуск на старых площадях, а здесь решил освоить другую продукцию и создал своеобразный завод в заводе.

 

250 тысяч моторов в год
В моторном цехе Шауляйского завода

 

Если приглядеться, то можно заметить, что он не похож на существующие моторостроительные предприятия. Особенность его — в компактности. Производство всех деталей двигателя, начиная от литья и кончая сборкой на конвейере, сосредоточено в одном корпусе. Это позволило избежать сложной межцеховой транспортировки деталей. Кстати, их не так уж мало, как может показаться с первого взгляда. «Организм» пятидесятикубового Ш-50 включает более 150 деталей, причем только 18 завод получает со стороны, а остальные делает сам.

Теперь о наших резервах. Технический уровень производства очень высок, хотя нам еще, к сожалению, мешают болезни роста. В использовании всех возможностей новейшего оборудования и прогрессивной технологии кроются большие резервы увеличения выпуска двигателей.

Кроме того, мы начинаем строительство следующей очереди моторного корпуса, который удвоит мощность цеха. Ввод его в строй намечен на конец семилетки. Одновременно мы создаем надежную проектно-технологическую базу. В ближайшее время будет завершено сооружение большого инженерного корпуса, где разместятся конструкторские бюро, заводская лаборатория и другие технические службы.

Главной же гарантией выполнения намеченных планов являются кадры завода. Правда, у людей нет еще необходимого опыта, не хватает знаний. Но каждый рабочий, каждый инженерно-технический работник трудится с энтузиазмом. Всех нас вдохновляет великая программа коммунистического строительства. Мы знаем, что наша продукция предназначена для улучшения быта советских людей, она должна помочь им в труде и отдыхе. Это придает нам силы.

Каким оборудованием оснащен новый цех?

Я уже говорил о главной особенности производства — его компактности. Размещение всех отделений — литейного, механического, термического и сборочного — в одном корпусе потребовало разработки специальной технологии, базирующейся на высокопроизводительном, порой уникальном оборудовании.

Литейное отделение нового цеха отличает весьма высокий уровень механизации. Людей здесь очень мало, их легко пересчитать по пальцам. Основная работа возложена на механизмы — это машины для литья под давлением, плавильные электропечи и т. д.

 

250 тысяч моторов в год
Сверлильный агрегат для обработки корпусных деталей двигателя Ш-50.

 

В механических отделениях можно увидеть самое совершенное станочное оборудование и оснастку. Эмблемы крупнейших машиностроительных заводов стоят на этих станках. Московский станкостроительный имени Орджоникидзе, Стерлитамакский имени В. И. Ленина, Харьковский завод агрегатных станков, Одесский, Горьковский, Вильнюсский «Жальгирис» изготовляли станки для нашего нового производства. Все эти машины новейших отечественных моделей имеют загрузочные механизмы, автооператоры, приборы активного контроля и включены в поточные линии.

Не менее эффективно оснащается термическое отделение, где предусмотрены газовая цементация деталей двигателя в шахтной электропечи, а закалка — в электрическом конвейерном агрегате.

Сборка узлов осуществляется на конвейере с помощью электрифицированного инструмента. Многопозиционные стенды служат здесь для испытания собранных моторов.

 

250 тысяч моторов в год
На конвейере сборочного участка трудятся Стефа Андришите (справа), Лайма Адомайтеме и Дануте Шемнуте. Бригада девушек борется за звание коммунистической.
Фото А. Андросова.

 

Со временем ленточные и винтовые конвейеры, автопогрузчики и электротележки свяжут все отделения цеха. Более 90 процентов всего объема погрузочно-разгрузочных работ будет осуществляться механизированными средствами.

У колыбели нашего нового производства стояли велостроители. По правде говоря, освоение второй специальности далось им не легко. Пришлось переучиваться: ездить на мотозаводы, набираться опыта. Но труд этот не пропал даром. Теперь уже очень скоро мы сможем удовлетворить потребности населения в легком, надежном моторном транспорте.

 

«За рулем», 07/62

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *