Не узко ли кольцо?

 

Здесь высокие спокойные сосны, овраги, заросшие густой травой, хвоя, рассыпанная по склонам. «Выбор места для соревнования пал на трассу Пирита — Козе — Клоостриметса, которая по своей схеме и профилю предъявляла гонщику и его машине высокие требования». Так сказано в программе, изданной к соревнованиям 1963 года. Но тот, кто в свое время подыскивал место для трассы, думал, вероятно, еще и о том, что воздух здесь чистый, зелени много, и не столько спортивное зрелище может привлечь сюда людей, но и возможность отдохнуть.

Личное первенство СССР 1963 года по шоссейно-кольцевым гонкам проводилось по двум группам машин: «юниоры» (на базе дорожных) и гоночные. Первый тур проходил в Риге. Победители и призеры должны были определиться на Таллинской трассе.

И вот он наступил — этот момент, когда необходимые приветствия были сказаны, церемониал соблюден, и осталась только пустая дорога, смолкнувшие разом, вытянувшие головы зрители, да гонщики, прильнувшие к своим молчаливым машинам. Старт — едва ли не самый напряженный момент за все время соревнований. Потом уже, когда мотоциклы летят один за другим, появляясь и исчезая, и грохот стоит по всей трассе, ощущение динамики передается всем зрителям, и кажется, что все просто, что так и должно продолжаться это круговое мелькание. Трудно увидеть со стороны в возникшей на миг фигуре гонщика, лицо которого закрыто обтекателем и очками, нервное напряжение, готовность к мгновенной реакции, азарт, волю к победе. На старте все виднее. Уже в позе согнувшихся, глядящих неотступно на огонек светофора спортсменов можно угадать, что предстоит пережить им в ближайшие минуты.

Начали на машинах класса 50 см3, который приобретает в последнее время все большую популярность в шоссейно-кольцевых гонках. И попросту удивительно было видеть на старте всего пять участников, даже если учесть, что соревнования на этих мотоциклах проводятся впервые. Их дешевизна и доступность — основа для широкого развертывания мотоспорта в любой области, любой республике.

 

Не узко ли кольцо?
Впервые на Таллинской трассе появились отечественные спортивные мотоциклы класса 50 см3 производства рижского завода «Саркана Звайгзне». На снимке: заводской спортсмен А. Ахралович на дистанции гонок. Фото Г. Трапидо.

 

Выступали сначала мужчины, потом — юноши. Звание чемпиона СССР они не оспаривали, повторяем: их было слишком мало для этого. Но за победу надо было бороться. Она досталась шестнадцатилетнему Л. Теесалу. На машине «Ява-50» он прошел восемь кругов за 50 минут 19,4 секунды. Это был лучший результат в этом классе. Юноша Л. Теесалу опередил неожиданно взрослых и стал абсолютным победителем. Испытатель рижского завода «Саркана Звайгзне» Л. Бараненков прошел дистанцию за 51 минуту 22,6 секунды и занял второе место.

На старте — женщины. Класс их машин — 125 см3. Ныне, когда даже космос не является привилегией одних только мужчин, мотогонки с участием женщин не вызывают, конечно, никакого удивления. Пятнадцать кругов — 101 километр 351 метр — предстояло преодолеть им. В основном борьба разгорелась между заслуженным мастером спорта И. Озолиной (ЦСКА, Москва) и одноклубницами В. Ошиня и Э. Киопе (Даугава, Рига). Победа досталась прошлогодней чемпионке В. Ошиня. На своем М1А она прошла всю дистанцию за 1 час 4 минуты. Э. Киопе была второй, И. Озолина — третьей.

Шесть К—125, шесть К-58, два М1А и две самоделки — такова была техника, выстроившаяся на трассе перед стартом гонщиков на серийных машинах («юниорах») в классе 125 см3. Им предстояло пройти все те же пятнадцать кругов. Первое место завоевал здесь мастер спорта К. Ошиньш (Рига, «Даугава»). На машине М1А он прошел дистанцию за 1 час 2 минуты 46,8 секунды.

Вилма — чемпион и ее муж Карл — тоже чемпион. Как не поздравить эту боевую спортивную семью!

Гонки на машинах класса 250 см3, созданных в ЦКЭБ мотоциклостроения, были одним из самых драматических моментов чемпионата, особенно когда мастер спорта Э. Кийса обошел заслуженного мастера спорта Н. Севостьянова. Можно было по-настоящему проникнуться духом спортивной борьбы, глядя на эту быстроту, стремительность, отточенную технику вождения машин. Э. Кийса прошел дистанцию за 49 минут 25,4 секунды. Всего две десятых секунды проиграл ему Н. Севостьянов. Средняя скорость движения у Э. Кийсы и Н. Севостьянова оказалась почти одинаковой — 123,02 км/час. Наивысший же результат прежних лет — 123 км/час.

Но для соревнующихся на спортивных машинах класса 250 см3 и 350 см3 эти гонки явились лишь первым этапом. Спортсмены не были в Риге — они в то время находились на состязаниях за рубежом. Поэтому заключительный этап был разыгран на этой же трассе через неделю и совпал с международными мотогонками. Э. Кийса закончил дистанцию первым, но в связи с нарушением правил соревнований его результат не был зачтен и чемпионом страны стал Ю. Рандла.

Гонки в классе машин 350 см3 с колясками проводились впервые. Вышло на старт девять пар, а прошло дистанцию всего лишь четыре. Остальные сошли. Факт неприятный, свидетельствующий о том, что подготовка материальной части была не на высоте. Первое место заняла пара А. Раутенфельд и В. Иванов (ЦСКА, Москва) — 1 час 5 минут 29,8 секунды.

Утром следующего дня жарко светило солнце, народу вдоль всей трассы стояло гораздо больше, чем накануне. В одиннадцать часов на старт вышли спортсмены, соревнующиеся сразу в двух классах гоночных машин: 125 и 175 см3. В первой группе чемпионом СССР стал В. Катомин: на машине С-2-125 он прошел дистанцию за 57 минут 5,6 секунды; во второй победил мастер спорта Б. Юдин (ЦСКА, Москва). Его время — 1 час 54 секунды. Но его рижский результат был слишком плохим, поэтому чемпионом стал Р. Бергманис (Даугава).

Пожалуй, самым многочисленным был заезд «юниоров» в классе 350 см3. Вот где должна была разыграться настоящая спортивная борьба — об этом говорило и количество участников, и их машины, которые серийно выпускаются на заводах и ставят всех спортсменов в равные примерно условия. Быстрее всех — за 53 минуты 50,4 секунды — прошел дистанцию В. Хельм («Трудовые резервы», Таллин), но он не стартовал в Риге, а поэтому первое место досталось Б. Агапитову из Ижевска (кстати, почти все гонщики стартовали на мотоциклах ИЖ-62Ш). После этого заезда снова пошли мотоциклы класса 350 см3 — теперь уже гоночные. На этот раз Н. Севостьянов подтвердил славу лучшего мотогонщика страны. Его время — 47 минут 53,6 секунды — новый рекорд трассы. Правда, рекорд продержался очень недолго: в следующее воскресенье он был побит самим Севостьяновым.

Последними состязались гонщики на машинах класса свыше 350 см3 с колясками. Из семнадцати стартовавших машин сошло восемь. Первое место досталось паре П. Густель — Х. Аас («Трудовые резервы», Таллин).

 

Не узко ли кольцо?

 

Победителям чемпионата вручены золотые, серебряные и бронзовые медали. Кроме того, вручались призы от различных организаций. Юноша Л. Теесалу получил приз журнала «За рулем».

Закончилось первенство, проводившееся здесь в шестнадцатый раз. Прошло оно хорошо, но несколько критических замечаний высказать все же следует. И прежде всего — о трассе. Тридцать лет назад она соответствовала требованиям гонок, сегодня уже нет. Трасса узка. Многие деревья растут у самой кромки асфальта. Во время соревнований к ним привязывают мешки с опилками. Давно ставится перед горисполкомом вопрос о расширении дороги, но пока все остается, как много лет назад. А скорости растут. Требуются еще и расходы по асфальтированию и дренажу дороги — но можно призвать на помощь общественность. Ведь в Таллине нет более любимого зрелища, чем мотогонки. И еще. Если в прежние годы на гонках число зрителей иногда превышало двести тысяч, то на этот раз их стало меньше. Интерес снижает, вероятно, повторяемость одних и тех же лиц и фамилий, а особенно, малочисленность заездов на скоростных гоночных машинах. Ведь буквально через неделю, во время международных соревнований, народу на этой трассе было так много, как в «лучшие времена».

Первенство СССР в окрестностях Таллина проводилось в шестнадцатый раз — а почему не в первый, скажем, где-нибудь под Астраханью? Слишком мал круг городов, из которых прибыли гонщики. Москва, Ленинград, Рига, Таллин — вот и все. География шоссейно-кольцевых гонок должна быть расширена — в этом залог и мастерства и массовости, и будущих успехов на Спартакиаде.

 

Р. ЯРОВ,
наш спец. корр.

 

«За рулем», 08/63

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *