«Бикерниеки» служит всем

 

Бикерниеки служит всем

 

Технический спорт сегодня включает широкую сеть многоцелевых комплексов, шоссейно-кольцевых и кроссовых трасс, мотодромов, треков, картодромов и других сооружений. Ленинград, Киев, Рига, Таллин, Минск, Каунас, Рустави, Вильянди, Горький, Тольятти, Бауска, Даугавпилс, Харьков, Ровно, Каменск-Уральский, Новосибирск, Красноярск, Благовещенск, Воркута… Перечень городов, где соревнуются автомобилисты и мотоциклисты, можно было бы долго продолжать. Однако речь сегодня не о количестве спортсооружений, а о той пользе, которую они приносят. Не секрет, одни из них живут полнокровной жизнью, другие пребывают в полузабытьи: одно-два соревнования — и все, да и то не каждый год. Между тем в Постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» подчеркивается необходимость превратить их в подлинные центры массовых занятий физической культурой и спортом, полезного досуга советских людей.

Определенный опыт в этом деле накоплен в рижском спорткомплексе «Бикерниеки», о котором рассказывает наш корреспондент, побывавший там в очередной раз и побеседовавший с его директором Э. КИОПЕ.

Приезжая на комплексную спортивную базу столицы Латвии, поражаешься тому, что с годами она не только не старится, наоборот, молодеет, хорошеет, благоустраивается. А ведь здесь проходит больше всего автомобильных и мотоциклетных соревнований в стране. «Бикерниеки» в этом смысле бесспорный рекордсмен. Столь большая нагрузка объясняется двумя причинами. Во-первых, тут всегда рады принять участников состязаний самого разного ранга и, во-вторых, комплекс удовлетворяет самым взыскательным требованиям многих видов автомотоспорта. «Бикерниеки» — это шоссейно-кольцевая трасса для автомобилистов и мотоциклистов с тремя вариантами дистанции, которые можно выбирать в зависимости от мастерства участников и масштаба стартов, картодром, стадион с мотобольным полем и гаревой дорожкой для спидвея, десятки боксов, помещений, где могут разместиться необходимые службы.

Благодаря чему рижский спорткомплекс стал лучшим в стране, каким образом удается здесь постоянно поддерживать полнокровную спортивную жизнь, совершенствуя техническую вооруженность? Чтобы понять это, считает директор, надо обратиться к истории.

Латвия имеет давние традиции в развитии технических видов спорта. Шоссейно-кольцевые авто- и мотогонки, ведущие начало со второй половины 30-х годов, сразу же завоевали популярность. Была и своя хорошая трасса в пригородном парке. Но в конце 50-х годов городские власти решили создать здесь зону отдыха, и кольцевой трассе потребовалась новая территория.

Как раз в это время руководство техническими видами спорта было передано оборонному Обществу. Но оно не располагало тогда средствами для сооружения большого спорткомплекса. Это было трудное время, — говорит Э. Киопе, — все мы, энтузиасты, занимались только хозрасчетной деятельностью, лишь бы выкроить деньги для поддержания спорта. Самоокупаемость любого соревнования была тогда главной целью. Видимо, именно она и определила выбор места для строительства нового спорткомплекса. Нам нужен был участок недалеко от города, чтобы сюда шли зрители, Не забывайте, что личных автомобилей и мотоциклов в то время у жителей Риги и прилегающих к ней районов было мало, да и общественный транспорт имел не столь большой парк и работал не так четко, как сейчас. Словом, выбор пал на Бикерниекский лес, расположенный в трех километрах от города. Доставлять сюда зрителей могли маршрутные автобусы, и мы получали возможность проводить на самоокупаемости свои мероприятия, оправдывая в какой-то степени расходы на содержание базы и развитие спорта.

Как потом оказалось, — продолжает Э. Киопе, — мы немного промахнулись. Не учли перспективы расширения Риги, вот и получилось, что вскоре комплекс оказался в кольце новостроек. Не раз его существование ставилось под сомнение. Автомотогонщики — народ шумный, и посыпались жалобы, что, мол, соревнования мешают нормальному отдыху людей, проживающих в близрасположенных домах. Все-таки базу нужно было строить подальше. Но выход нашелся. Пошли по пути снижения и строгого контроля шумности двигателей. Сейчас в большинстве соревнований у нас уровень ее даже ниже тех норм, которые утверждены международными федерациями. Но, чтобы окончательно решить эту проблему, мы предприняли и другие меры: сначала разработали проектную документацию, а затем соорудили трибуны, защищающие жилой район от шума.

Основной вклад в строительство базы «Бикерниеки» внесло Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог республики, которое видит в спорте верное средство повышения водительского мастерства, дисциплины на дорогах, роста производительности труда, снижения аварийности. В стройке участвовали и досаафовские организации, и спортобщества, ведомства, многочисленный спортивный актив. Теперь они шефы и хозяева этого первоклассного комплекса; в первую очередь это профсоюз рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, который повседневно интересуется его делами, проблемами. А дел здесь всегда много. Посудите сами, ежегодно на комплексе проходит не менее 500 мероприятий, в основном, конечно, весной, летом и осенью. Это соревнования от клубного до всесоюзного и международного масштаба, тренировки, занятия с будущими спортсменами.

И тут резонно коснуться финансовой стороны деятельности базы, поскольку она на многое проливает свет. Содержание, эксплуатация «Бикерниеки» с учетом оплаты персонала и других расходов обходится довольно дорого — 100—120 тысяч рублей в год. А комплекс получает 60—70 тысяч, поскольку сам соревнования не проводит, а сдает базу в аренду, имея от них по договору только 30% чистой прибыли от продажи билетов. Такое взаимоотношение установлено соответствующими постановлениями.

Добавим к сказанному, что Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог и ЦК ДОСААФ Латвии имеют равные права на использование базы «Бикерниеки». Получая от своих мероприятий 70% выручки, они берут на себя и основную часть расходов — на питание и расквартирование спортсменов, рекламу, призы. И все же, как правило, прибыль образуется. Эти средства используются на развитие спорта. Потому и министерство, и ЦК ДОСААФ республики заинтересованы в проведении возможно большего количества соревнований.

Ну, а как же спорткомплекс покрывает дефицит? Административно-штатное содержание обеспечивается дотацией профсоюза. А хозяйственное (уборка территории, оплата телефонов, электроэнергии, отопления) берут на себя шефы. Министерство и профсоюз заботятся также о текущем ремонте комплекса.

Главное в том, что все, кто имеет отношение к базе «Бикерниеки», заинтересованы, чтобы она действовала непрерывно. В этом помогает в какой-то мере ее расположение. Бикерниекский лес — излюбленное место отдыха рижан. и прогулки сюда неизменно связаны с возможностью стать зрителями, а если возникнет желание, и самим приобщиться к простейшим соревнованиям.

Наши трассы, — рассказывает Э. Киопе, — работают как бы в двух направлениях — чисто спортивном, когда мы проводим тренировки и состязания, и массовом. Значительное время предоставляем подросткам для освоения правильных навыков вождения мопедов, картов и даже велосипедов.

Это очень важная деталь в деятельности спорткомплекса. Здесь нашли и претворили в жизнь государственный подход к решению такой проблемы, как организация интересного, полезного досуга для подростков, приобщения их к технике, снижения травматизма от дорожно-транспортных происшествий, которые во многом связаны с бесцельными гонками на мотоциклах и мопедах по улицам города. В Риге сейчас огромное количество транспортных средств, находящихся в личном пользовании. Мопед в подарок сыну ко дню рождения — здесь обычная вещь. И, как ни странно, родители часто не задумываются над возможными последствиями: ведь счастливый обладатель двухколесного транспорта первые навыки вождения приобретает на улицах с интенсивным движением.

На помощь пришел спорткомплекс «Бикерниеки». Каждый рижанин теперь знает, что здесь работают бесплатные группы для подростков с мопедами, где они занимаются два-три раза в неделю. Все это под наблюдением опытных тренеров, каждый из которых шефствует над 40—50 пареньками. Два раза в неделю проходят занятия с юными картингистами. Правда, с ними труднее. Сейчас каждую группу можно обеспечить лишь четырьмя-пятью картами.

Эта работа с детьми начинается с первых чисел апреля, как только сойдет снег. А заканчивается глубокой осенью, когда наступают заморозки. Здесь не ставят целью вырастить из каждого мальчишки будущего квалифицированного спортсмена. Задача не менее важная — привить ребятам любовь к технике, научить их ее обслуживанию и правильной эксплуатации, оторвать от улицы, заполняя свободное время полезным делом. Те подростки, которые проявили незаурядные спортивные способности, получают возможность совершенствовать мастерство в клубах и секциях города и районов республики.

Развитие массового автомотоспорта среди детей и подростков, — говорит Э. Киопе, — наша главная задача и забота. И мы в этом деле отказываемся от основного принципа — хозрасчетной деятельности. На картодроме у нас регулярно проходят соревнования юных велосипедистов, многоэтапные первенства республики по кольцевым гонкам на мопедах и многие другие мероприятия. В общем, поле деятельности огромное. Есть и новые замыслы — создать детские группы по спидвею и мотоболу, но пока мешают организационные трудности.

Что касается чисто спортивного направления, о котором говорил Э. Киопе, то, если отбросить официальные всесоюзные и международные соревнования, база «Бикерниеки» предстанет еще в новом качестве. Многие предприятия, колхозы и совхозы республики приобретают для своих секций современную спортивную технику — гоночные «формулы», автомобили, мотоциклы. А поскольку такая база, как «Бикерниеки», в pecпублике одна, путь сюда всем спортсменам независимо от принадлежности к обществу и ведомству всегда открыт. И польза от подобного содружества обоюдная.

Таковы рабочие будни спорткомплекса в Риге, напряженные, до предела наполненные интересной, содержательной и крайне полезной работой. Остается сожалеть, что опыт «Бикерниеки», которая поистине служит всем и секретов ни от кого не держит, так и не выходит за пределы Латвии.

 

 

«За рулем», 11/1986

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *