Перспективы совершенствования двигателей для мопедов

 

УДК 621.43.629.118.35

 

Решениями XXVI съезда КПСС предусмотрено увеличить выпуск товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения не менее чем в 1,4—1,5 раза, значительно повысить их качество, постоянно обновлять и улучшать ассортимент, а также ускоренно развивать производство технически сложных изделий длительного пользования, отличающихся новизной функционального назначения и экономичностью, улучшенными потребительскими и эстетическими свойствами, повышенной комфортабельностью, используя при их создании современные достижения науки и техники.

Все сказанное полностью относится к мопедам — двухколесным мототранспортным средствам с двигателем рабочим объемом до 50 см3, которые пользуются большой популярностью как в нашей стране, так и за рубежом и спрос на которые продолжает расти. Например, за рубежом выпуском мототранспорта в классе 50 см3 занято около 70 фирм и объединений, а число моделей составляет более 61% общего числа моделей всех классов. Сейчас уже вполне сформировался типаж таких мототранспортных средств. Это мофа (легкий мопед), мощность двигателя которого составляет 0,6— 1,2 кВт, число передач в коробке — 1; максимальная скорость до 20—30 км/ч, масса 40—48 кг; мопед: мощность двигателя до 1,6 кВт, число передач от 2 до 4, максимальная скорость до 40—45 км/ч, масса 45—50 кг; мокик: мощность двигателя до 2,2 кВт (его запуск — кик-стартером), число передач от 2 до 6, максимальная скорость до 40—45 км/ч, масса 70—75 кг; микромотоцикл: мощность двигателя не ограничивается и для большинства моделей достигает 4,6 кВт, число передач от 4 до 6, максимальная скорость до 80—85 км/ч, масса 75—80 кг.

В нашей стране для мототранспортных средств класса 50 см3 выпускаются три модели двигателей: Д-6 (для легких мопедов Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне»), Ш58К (для мокика Львовского мотозавода) и Ш62 (для мокиков Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне» и Львовского мотозавода). Их техническая характеристика приведена в таблице.

 

Перспективы совершенствования двигателей для мопедов

 

Как видно из таблицы, отечественные двигатели рабочим объемом до 50 см3 по основным параметрам не хуже зарубежных аналогов.

С учетом тенденций развития двигателей класса 50 см3, опыта эксплуатации и более полного удовлетворения потребителей, ВНИИмотопромом разработан перспективный типаж двигателей данного класса (до 50 см3). В соответствии с ним совместно с мотозаводами ведется разработка перспективных двигателей для мопедов, мокиков и микромотоциклов. В частности, разрабатывается двигатель для легкого мопеда Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне» (взамен двигателя Д-6). На нам будут устанавливаться одноступенчатая коробка передач, автоматическое сцепление и генератор мощностью 35 Вт. Создается также двигатель для мокиков и микромотоциклов. Его производство будет организовано на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе «Вайрас». Двигатель в блоке с четырехступенчатой коробкой передач будет выпускаться в двух исполнениях: для мокика (максимальная скорость движения 40 и 50 км/ч) и для микромотоцикла (скорость движения 65 мм/ч). В его конструкции будут учтены результаты проводимых сейчас научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по снижению (на 10—15%) расхода топлива за счет совершенствования рабочего процесса, установки обратного пластинчатого клапана на впуске и применения новых и модернизированных карбюраторов; улучшению тяговых качеств двигателей за счет повышения крутящего момента на низких частотах вращения коленчатого вала; снижению токсичности отработавших газов за счет уменьшения (до 2%) процента масла в топливной смеси и применения новых и модернизированных карбюраторов, а также уровня шума (применение жидкостного охлаждения и использование более эффективных систем глушения шума впуска и выпуска); повышению долговечности кривошипно-шатунного механизма (применение игольчатых подшипников в поршневой и кривошипной головках шатуна) и деталей цилиндро-поршневой группы (изменение конструкции и технологии изготовления поршневых колец, отработка геометрии поршней, нанесение износостойкого покрытия на зеркало цилиндра).

Внедрение результатов опытно-конструкторских работ позволит повысить технический уровень и конкурентоспособность транспортных средств с двигателями класса 50 см3, наиболее полно удовлетворить потребности покупателей.

Одновременно С разработкой перспективных двигателей ведутся работы по модернизации серийно выпускаемых. Например, в 1982 г. покупатели получили легкий мопед производства Рижского мотозавода «Саркана звайгзне» с улучшенными за счет изменения выпускной системы тягово-динамическими качествами. На Шяуляйском велосипедно-моторном заводе «Вайрас» завершена подготовка производства ряда модернизированных узлов двигателя Ш62, в том числе: цилиндра и выпускной системы, коленчатого вала, сцепления, коробки передач. Новые цилиндр и выпускная система обеспечивают повышение крутящего момента до 3,1 Н*м, снижают часовой расход топлива до 0,85 кг/ч, шум — до 77 дБ(А). Модернизированный коленчатый вал имеет повышенную надежность шатунного подшипника, новое сцепление обеспечивает передачу большего крутящего момента и т. д.

Все намечаемые мероприятия, безусловно, будут служить повышению качества рассматриваемых мототранспортных средств, более полному удовлетворению требований потребителей.

 

В. И. Панин, ВНИИмотопром.

 

 

«Автомобильная промышленность», 02/1983

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *