Всемерно повышать технический уровень и качество товаров народного потребления

 

УДК 629.113.002.612

 

Наращивать выпуск, расширять ассортимент и улучшать качество товаров для народа — такова одна из узловых задач десятой пятилетки. На октябрьском (1976 г.) Пленуме
ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил, что вопрос этот крайне важный, поистине программный, — и в специальном, и в экономическом отношении.

Эти задачи с новой силой поставлены перед промышленностью декабрьским (1977 г.) Пленумом ЦК КПСС, в Письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
партийным, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям, трудящимся Советского Союза «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усиление борьбы за повышение эффективности производства и качества работы».

Коллективы производственных объединений и предприятий отрасли, претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС, обеспечивают успешное выполнение планов по объему производства и основной номенклатуре товаров культурно-бытового назначения, активно работают по увеличению выпуска этих товаров, расширению их ассортимента и повышению качества.

В текущей пятилетке Министерством автомобильной промышленности намечены мероприятия по дальнейшему развитию производства товаров народного потребления, пользующихся повышенным спросом у населения.

В настоящее время номенклатура товаров, изготовляемых в отрасли, насчитывает более 850 наименований, а общий объем их производства составляет около 5% всей продукции отрасли.

За годы девятой пятилетки выпуск товаров народного потребления в отрасли значительно увеличился. В 1975 г. выпуск этих товаров возрос по сравнению с 1970 г. на 44,4%.

В общем объеме товаров народного потребления, изготовляемых автомобилестроителями, большое место (около 60%) занимают мотовелоизделия. Производством мотоциклов, мопедов и велосипедов заняты 11 специализированных предприятий отрасли, которые выпускают широкий ассортимент указанных изделий.

За годы девятой пятилетки выпуск мотоциклов увеличился за 27,4% (в том числе тяжелых — на 34,5% ) , мопедов и мотовелосипедов — на 19,5%, детских велосипедов — в 6 раз, а запасных частей к мотоциклам — почти в 2 раза. Сверх плана изготовлено и реализовано населению 18,5 тыс. мотоциклов, 36 тыс. мопедов и мотовелосипедов, около 100 тыс. велосипедов, 63 тыс. детских велосипедов и других товаров массового спроса.

Была проведена работа, направленная на повышение качества и обновление ассортимента товаров народного потребления. За период 1971—1975 гг. было внедрено 28 новых моделей мотовелоизделий, в том числе 8 моделей мотоциклов, 6 — мопедов, 14 моделей велосипедов и другие изделия.

В десятой пятилетке перед отраслью поставлены новые большие задачи по выпуску товаров для населения.

Производство товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода к концу десятой пятилетки должно повыситься на 40% по сравнению с последним годом девятой пятилетки.

Предусматривается дальнейшее увеличение производства мотовелоизделий. Выпуск мотоциклов увеличится на 23,1%, в том числе мотоциклов с колясками — на 51,1%.
Выпуск велосипедов увеличится на 35,4%, складных велосипедов возрастет с 16 тыс. в 1975 г. до 560 тыс. в 1980 г., детских велосипедов возрастет более чем в 2 раза.

Серьезное внимание обращается на выпуск запасных частей. Их выпуск возрастет к концу десятой пятилетки: на 76% — к легковым автомобилям (рыночный фонд), к мотоциклам — на 67%, к детским велосипедам — на 50,6%.

Министерство автомобильной промышленности разработало мероприятия, предусматривающие довести к 1980 г. выпуск мотоциклов до 410 тыс. в год, мопедов и велосипедов до 4160 тыс. в год.

В течение 1976—1980 гг. будут освоены 8 новых моделей мотоциклов и мопедов и 11 моделей велосипедов. Таким образом, намечается смена выпускаемых моделей на всех заводах, производящих мотовелоизделия.

Все новые модели мотовелоизделий будут иметь повышенные основные эксплуатационные параметры до уровня, отвечающего международным нормам по шуму, токсичности отработавших газов и безопасности конструкции. Возрастет комфортабельность, улучшится эстетика внешнего оформления за счет лучшей отделки лицевых деталей и применения лакокрасочных материалов повышенного качества.

В результате напряженного труда и развернувшегося социалистического соревнования автомобилестроители успешно выполнили задания первых двух лет пятилетки по товарам народного потребления, дав много продукции сверх плана. В юбилейном 1977 г. было выпущено сверх годового плана товаров на сумму 27,5 млн. руб., освоено около 50 новых изделий, прекращен выпуск 30 устаревших изделий, не пользующихся спросом у населения. В 1977 г. объем товаров, аттестованных по высшей категории качества с присвоением государственного Знака качества, увеличился против 1976 г. на 21,5%.

В результате проведенных мер, направленных на более полное использование производственных мощностей, улучшение организации труда и внедрение новой технологии, Московский автозавод им. И. А. Лихачева в начале пятилетки полностью перешел на выпуск нового бытового холодильника КШ-260 и уже 7 января 1978 г. выпустил 3-миллионный холодильник. На Ирбитском и Киевском мотоциклетных заводах начато производство новых мотоциклов с двигателем мощностью 36 л. с., пользующихся повышенным спросом у населения. На Минском мотоциклетном и велосипедном заводе начат выпуск новых мотоциклов с двигателем мощностью 11 л. с. Новые мопеды «Рига-11» стал выпускать Рижский мотозавод «Саркана Звайгзне». Налажено производство складных велосипедов. Львовский мотозавод начал выпуск модернизированного мопеда «Верховина-6», в котором в отличие от прежней модели «Верховина-5» пуск двигателя осуществляется кикстартерам, а вместо педалей установлены откидывающиеся подножки. Рижским мотозаводом «Саркана Звайгзне» был освоен выпуск мопеда «Рига-16». Выпуск мопедов этих двух моделей был запланирован на 1978 г. Однако, учитывая повышенный спрос на эти изделия, коллективы львовских и рижских мотостроителей досрочно освоили новые, более совершенные по своему техническому уровню конструкции мопедов.

Киевский мотоциклетный завод приступил к выпуску мотоцикла «Днепр-12», удобного в управлении и практичного, особенно необходимого в сельской местности. Дополнительный привод на колесо коляски создает повышенную проходимость в условиях бездорожья и сложного рельефа местности. Минский мотоциклетный и велосипедный завод освоил выпуск складных велосипедов, Челябинский кузнечно-прессовый завод начал производство новой модели детского педального автомобиля, а Кутаисский автозавод им. Г. К. Орджоникидзе — детской коляски, Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского приступил к серийному производству новых, более удобных велосипедов 153—411 и 153—414, предназначенных для прогулочных, деловых и туристских поездок.

Всего за истекшие годы пятилетки предприятиями отрасли было освоено более 100 новых изделий и снято с производства 26 устаревших изделий, не пользующихся спросом у населения.

Коллектив Харьковского велосипедного завода им. Г. И. Петровского совместно со строительными организациями принял и реализует встречный план реконструкции цехов и участков, производящих товары широкого потребления, что позволит дополнительно изготовить к концу пятилетки продукции на 1 млн. руб., значительно увеличить выпуск изделий с производственным Знаком качества и высвободить 450 рабочих для использования на других участках производства.

Заслуживает внимания инициатива коллектива Львовского мотозавода, который на основе опросов потребителей и оптовых баз обновляет номенклатуру изделий широкого потребления.

Обновление моделей мотоциклов и мопедов будет сопровождаться повышением технико-эксплуатационных показателей. Мощность двигателей тяжелых мотоциклов возрастет до 40 л. с., легких мотоциклов — до 12 л. с. Пробег мотоциклов до капитального ремонта будет увеличен с 40 до 45 тыс. км у тяжелых мотоциклов, с 20 до 25 тыс. км у легких мотоциклов, с 12 до 15 тыс. км у мопедов и с 10 до 12 тыс. км у легких мопедов. Намечена ежегодная модернизация базовых изделий и выпуск модификаций мопедов «Люкс», «Спорт», «Турист». Так, Минский мотоциклетный и велосипедный завод начал выпуск модернизированного, более быстроходного мотоцикла MMB3-3115. Будут улучшены основные технические и эксплуатационные параметры велосипедов. Масса велосипедов всех типов будет снижена до 4—6 %. Улучшится внешняя отделка велосипедов за счет применения высококачественных эмалей, лаков и высокохудожественных многоцветных аппликаций.

В 1978 г. и в последующие годы пятилетки на Харьковском велосипедном заводе им. Г. И. Петровского намечено увеличить ассортимент туристических велосипедов. Большое внимание уделяется производству велосипедов для детей. Гродненский завод автомобильных агрегатов приступает к выпуску новых моделей детских велосипедов ВМ-2.

На Горьковском автозаводе осваивается новая модель детского велосипеда «Школьник». На Кутаисском автозаводе им. Г. К. Орджоникидзе находится на освоении детский двухколесный велосипед. Одновременно на этом заводе ведется работа по проектированию и созданию опытных образцов детских педальных автомобилей.

Одновременно проводится работа по подготовке к выпуску других видов товаров народного потребления. В производственном объединении «ЗИЛ» ведутся конструкторско-экспериментальные работы по созданию принципиально новой подели трехкамерного холодильника емкостью 400 л.

Производственное объединение АвтоЗАЗ разработало конструкцию и готовит производство детского спортроллера и автомобиля-игрушки. На Петропавловском заводе малолитражных двигателей ведется подготовка производства нового, более производительного бытового насоса АН-2К-9. Полтавский автоагрегатный завод готовит производство нового опрыскивателя 01-000 взамен выпускаемого гидропульта.

В объединении Автодизель расширяется ассортимент эмалированной посуды и других изделий.

Важнейшей задачей работников отрасли, занятых производством товаров народного потребления, является борьба за повышение качества изделий. В конце 1977 г. с государственным Знаком качества выпускалось 17 изделий, в том числе холодильник КШ-260 Московского автозавода им. И. А. Лихачева, мотоцикл MMB3-3115 и велосипед В-143 Минского мотоциклетного и велосипедного завода, две модели спортивных велосипедов Харьковского велосипедного завода им. Г. И. Петровского, пять моделей детских велосипедов, два вида спортроллера «Олень» Львовского мотозавода, детские педальные автомобили и т. д.

Министерство разработало и утвердило график аттестации всех выпускаемых товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. За ходом аттестации установлен систематический контроль. В 1977 г. мотовелоизделия, не получившие государственного Знака качества, в результате осуществления ряда мер были аттестованы по первой категории.

Работа по дальнейшему совершенствованию технического уровня и качества мотовелоизделий ведется в тесном контакте с Министерством торговли на всех этапах создания мотовелоизделий, начиная от разработки технических заданий на проектирование. Совместно с ними принимаются решения о постановке новых изделий на производство.

Не менее важную роль в дальнейшем повышении технического уровня мотовелоизделий играет постоянная связь Министерства с Госстандартом СССР.

Специалистами отрасли совместно с Госстандартом СССР ведется разработка комплексных систем стандартизации по мотоциклам и велосипедам, которая позволит в текущей пятилетке поднять на более высокую ступень уровень мотовелоизделий в целом, а также их комплектующие, конструкционные и отделочные материалы.

Сотрудничество нашей промышленности с Министерством торговли и его организациями, Госстандартом СССР позволяет более успешно и своевременно решать стоящие перед работниками отрасли задачи по совершенствованию технического уровня мотовелоизделий, изменению и уточнению ассортимента выпускаемой продукции.

С целью более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения в мотовелоизделиях повышенного качества на заводах нашей отрасли, выпускающих эту технику, намечается обновить высокопроизводительным прогрессивным оборудованием гальванические и лакокрасочные цехи. В текущей пятилетке будет внедрено 25 линий для гальванопокрытий, 5 высокопроизводительных комплексно-механизированных линий, включая грунтовку методом электрофореза. Будет также освоена окраска лессирующими эмалями и проведены опытные работы по применению порошковых красок. Все это позволит в десятой пятилетке увеличить выпуск прогрессивных мотовелоизделий, более совершенных по своим техническим, эстетическим и потребительским качествам, и довести их выпуск с государственным Знаком качества до более чем 60% общего объема.

 

. . .

 

Претворяя в жизнь постановления партии и правительства об увеличении выпуска товаров народного потребления и более полном удовлетворении потребностей населения в товарах массового опроса, Министерство автомобильной промышленности разработало мероприятия, направленные на безусловное выполнение и перевыполнение государственных планов по дальнейшему увеличению‘выпуска, расширению ассортимента и повышения качества товаров народного потребления.

На предприятиях отрасли организуется производство новых технически сложных товаров культурно-бытового назначения и комплектующих изделий к ним, предусматривается создание специальных цехов для производства товаров народного потребления с определением заранее профиля намечаемых к освоению изделий. Предусмотрены также меры по применению более современных материалов для производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. В области капитального строительства предусмотрено выделение капитальных вложений с целью обеспечения своевременного ввода в действие строящихся и реконструируемых мощностей по выпуску товаров для населения.

Одновременно решено завершить аттестацию выпускаемых товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, организовать выставку — просмотр всех выпускаемых и предлагаемых к освоению новых видов изделий. Создана также специальная комиссия по утверждению новых и замене устаревших образцов товаров.

Президиум ЦК профсоюза рабочих автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения обязал коллективы предприятий широко распространять передовой опыт новаторов производства, изыскивать резервы для увеличения производства и повышения качества товаров массового спроса.

На 1978 г. план производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода предприятиям Министерства установлен в сумме 718,8 млн. руб. Рост против отчета за 1977 г. составил 5,6%. Увеличится поставка мотоциклов на 3,5%, мопедов — на 2,7%, велосипедов — на 1,6%, запасных частей к мотоциклам — на 14,8%, к легковым автомобилям — на 8,2%, детских велосипедов — на 6,4%, игрушек — на 3,8%.

Одновременно Министерству автомобильной промышленности установлено дополнительное задание по производству для продажи населению товаров широкого потребления на 20 млн. руб. в розничных ценах за счет увеличения выпуска мотовелоизделий, запасных частей к мотоциклам и легковым автомобилям, автомобильных принадлежностей, гаражного оборудования и другой продукции.

Для решения новых больших задач, поставленных в третьем году десятой пятилетки в области производства товаров широкого спроса, автомобилестроители должны будут принять крупные меры по расширению ассортимента этих товаров, повышению качества и технического уровня бытовых изделий, дальнейшей специализации производства предметов хозяйственного обихода.

Автомобилестроители, выполняя решения партии и правительства о всемерном увеличении выпуска товаров для населения, будут и впредь отдавать все свои силы для решения этой важнейшей народнохозяйственной задачи, направленной на повышение материально-культурного уровня советских людей.

 

В. А. КУЗИН, Н. Я. ЛИРМАН, Е. А. УСТИНОВ, НИИТавтопром, НИИНавтопром, Министерство автомобильной промышленности.

 

 

«Автомобильная промышленность», 07/1978 (с сокращениями)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *