Что показала экспертиза
УДК 629. 118.6.
Техническая эстетика требует, чтобы изделия машиностроения были удобны и экономичны в эксплуатации, технологичны в производстве и безусловно красивы. Этими критериями и руководствовался Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики при оценке художественно-конструкторской отработки мотомашин отечественного производства.
Важно отметить, что до недавнего времени комплексному изучению требований потребителя к современным мототранспортным средствам не уделялось достаточного внимания. В проведенной ВНИИТЭ работе сделана попытка именно такого подхода к рассматриваемому вопросу. В материалах экспертизы дан сравнительный анализ отечественных и лучших зарубежных машин соответствующего типа — сопоставлены технические показатели, архитектурная композиция, качество отделки, удобство эксплуатации и обслуживания, а также качество сопроводительной технической документации, прилагаемого инструмента и упаковки. Значительную помощь в подборе материала оказало институту Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотостроения.
Отечественная промышленность выпускает большое количество мотоциклов, мотороллеров и мопедов различных классов, занимая по производству мотомашин третье место в мире. Однако, как выявила экспертиза, по своим техническим показателям, удобству эксплуатации и обслуживания, а также внешнему виду большинство отечественных моделей пока еще уступает лучшим зарубежным образцам.
Модернизации, периодически проводимые заводами, касаются, как правило, отдельных узлов и не могут вывести машины на уровень современных требований. Более того, в отдельных случаях это даже ухудшает их архитектурную композицию, поскольку теряется целостность и единство рисунка.
Для примера можно сослаться на мотоцикл М-103 производства Минского мотовелозавода. Замена раздельных седел сдвоенной подушкой без изменения конструкции рамы, введение маятниковой подвески заднего колеса, приведшие к появлению дополнительных видимых кронштейнов, а также установка нового воздухофильтра, форма которого не согласуется с общим рисунком машины, привели к зрительной раздробленности конструкции. В итоге машина кажется собранной из деталей различных мотоциклов.
Мотоцикл М-103 Минского мотовелозавода кажется собранным из деталей различных машин.
Учитывая специфические условия эксплуатации мотомашин в нашей стране, конструкторы как при модернизации, так и при разработке новых моделей стремились к созданию прочных, неприхотливых машин, что в основном и достигнуто. Однако показатели веса и экономичности наших машин зачастую оказываются хуже, чем у лучших зарубежных образцов. Не всегда в должной мере отражены требования к внешнему виду и удобству эксплуатации. Положение усугублялось отсутствием художников-конструкторов высокой квалификации. Это привело к тому, что архитектурная композиция даже новых машин либо далека от совершенства, либо напоминает зарубежные модели.
Например, мотоцикл «Ковровец-175», имеющий компактную, законченную форму в значительной степени схож с семейством чешских мотоциклов Ява и Чезет, а новая модель Вятско-Полянского мотороллерного завода «Вятка-175» близка по рисунку к итальянскому мотороллеру Ламбретта. Форма мотоцикла М-104, отличающегося от своего предшественника более полным капотированием заднего колеса, не может считаться удовлетворительной.
Сходство «Ковровца» даже с всемирно известной «Явой» вряд ли можно считать большим достижением его создателей. Пестрая отделка «Ковровца» невыгодно контрастирует с лаконичной отделкой мотоцикла ДКВ Хуммель.
Интересно отметить некоторые принятые в практике зарубежного мотостроения конструктивные решения, направленные на повышение удобств эксплуатации и обслуживания мотомашин.
На машинах иностранных марок широко распространено дистанционное управление пачкающими механизмами — бензокраником, утопителем поплавка, воздушной заслонкой, то есть теми механизмами, на которые могут попадать топливо и масло. Применение дистанционного управления с помощью рукояток, вынесенных на лицевые панели или рулевую трубу, позволяет удобно их расположить и предохраняет руки от загрязнения.
Пример удобного расположения рукояток бензокраника и обогатителя топливной смеси на мотороллере «Ламбретта».
Целесообразно и удобно расположена на некоторых зарубежных машинах заливная горловина топливного бака. Она размещена так, что возможные подтеки топлива из-под крышки не попадают на части машины, соприкасающиеся с одеждой водителя. Например, на мотоцикле ДКВ Хуммель-155 заливная горловина находится между двумя половинами расчлененного бака, которые закрываются сверху дополнительной накладкой. На мотоцикле Хонда С-102 топливный бак и заливное отверстие размещены под откидным седлом.
Удачное расположение заливной горловины на мотоцикле ДКВ Хуммель-155 предохраняет водителя от загрязнения подтеками топлива.
Значительно улучшают архитектуру машины и условия ухода за ней широко применяемые штампованные козырьки на рулевых трубах. Они позволяют скрыто расположить провода и тросы управления, идущие к рулевой трубе и фаре.
Большое распространение за границей получает автоматическая трансмиссия, позволяющая свести к минимуму количество приемов управления. Это не только облегчает езду в различных дорожных условиях, но и служит важным фактором безопасности движения, поскольку все внимание водителя концентрируется на окружающей обстановке. Вместе с тем автоматическая трансмиссия устраняет возможные перегрузки, рывки и перегрев двигателя, а также предохраняет механизмы от порчи в случае недостаточно умелого управления. Благодаря этому расширяется круг лиц, способных пользоваться мотомашинами.
Мотоцикл Хонда С-102 (Япония) снабжен автоматическим сцеплением, пластмассовыми грязезащитными крыльями и брызговиком, электростартером, электрическими указателями поворотов и другим оборудованием, повышающим его эксплуатационные качества.
На многих зарубежных мотомашинах применяются системы электрозапуска двигателя, световые указатели поворота, электролампы с экранированной нитью ближнего света, зеркало заднего вида, брызговики для защиты ног, прозрачные бензопроводы. Машины снабжаются замком с индивидуальным ключом, препятствующим доступу посторонних лиц к основным механизмам двигателя. К сожалению, конструктивные решения подобного рода до настоящего времени не нашли применения в большинстве отечественных мотомашин. Взять хотя бы проблему дистанционного управления. Как известно, в отечественных конструкциях рукоятки располагаются непосредственно на бензокраниках и обогатителях рабочей смеси, установленных либо открыто (М-62, М-103 и др.), либо в отсеках капота двигателя (ИЖ-Планета, Вятка-150). В первом случае это вызывает опасность загрязнения водителя, а во втором еще и затрудняет доступ к рукояткам. Кроме того, возникает необходимость применения различных крышек, которые закрывали бы люки отсеков. Тяжелые мотоциклы М-62 и К-750 имеют открыто расположенные приборы электрооборудования; форма картеров двигателя, коробки передач и главной передачи образуют много труднодоступных мест, что намного усложняет уход за машиной.
Не всегда на должном уровне находится качество изготовления отечественных мотомашин. Более низкий по сравнению с принятым за рубежом класс точности изготовления некоторых деталей приводит к снижению моторесурса и трудностям при замене деталей в процессе ремонта. На снижение моторесурса влияет также отсутствие специальных масел для двухтактных двигателей. Ухудшают внешний вид машин и затрудняют обслуживание недостаточно зачищенные и плохо подготовленные под окраску сварные швы, а также грубая наружная поверхность литых алюминиевых деталей. Необходимо отметить, что отделка наших мотомашин значительно уступает отделке зарубежных образцов.
Сейчас многие предприятия принимают срочные меры к созданию образцов мотомашин, отвечающих всем требованиям технической эстетики. К участию в разработке перспективных моделей для большинства заводов (за исключением Ковровского) привлечены специалисты ВНИИТЭ и СХКБ. Инженеры и художники-конструкторы работают в тесном творческом контакте.
Однако в любом случае нельзя ожидать, что будут созданы полноценные образцы, если в эту работу не включатся предприятия-смежники, продукция которых вызывает большие нарекания как со стороны мотозаводов, так и со стороны потребителей.
Поставляемые Ярославским заводом «Победа рабочих» для мотопромышленности лакокрасочные материалы, имеют «нечистый» цвет, не обеспечивают глянцевой поверхности покрытия; они менее стойки к атмосферным и механическим воздействиям, чем зарубежные. К тому же на заводах-изготовителях часто нарушается технология окраски. Отсутствие ярких красок и невысокое качество поверхности лакокрасочного покрытия приводят к тому, что машины, даже удовлетворительные по форме, не имеют «товарного» вида («Ковровец-175»).
Не лучше обстоит дело с кожзаменителями, пластмассами и синтетическими материалами. Они довольно низкого качества, выпускаются в недостаточном цветовом ассортименте, что затрудняет подбор этих материалов к общей окраске машины. В результате нарушается архитектурный рисунок, появляется пестрота, отдельные детали выглядят заплатами. Можно сослаться на мотоцикл «Ковровец-175», детали которого имеют восемь различных цветов и оттенков. На зарубежных машинах детали, выполненные из различных материалов, тщательно подбираются по цвету. Например, на мотоцикле Хонда С-102 и мотороллере Триумф Тина даже изготовленные из пластмассы грязезащитные щитки совершенно не различимы по цвету с общей окраской машины; части мопеда Пежо ББ-104, выполненные из пластмассы, резины и синтетических материалов, имеют цвет, хорошо гармонирующий с окраской машины.
Элегантная форма мопеда Пежо ББ-104 (Франция) сочетается с высоким техническим совершенством.
Плохи по качеству резино-технические изделия. Большинство мотозаводов получает рукоятки, подножки, нигрипсы, изготовленные из пачкающей резины черного цвета. В то же время отечественной промышленностью уже освоены и поставляются (Рижскому заводу «Саркана Звайгзне», Тульскому и Вятско-Полянскому мотороллерным заводам) непачкающие резины светлых расцветок. До сих пор на наших мотомашинах применяются бензопроводы из дюритовой трубки и оплетка оболочки тросов на текстильной основе, хотя за рубежом они давно изготовляются из более удобных в эксплуатации синтетических материалов. Следует отметить, что Рижский завод «Саркана Звайгзне» уже устанавливает на выпускаемые им мопеды «Рига-1» прозрачные бензопроводы, однако они о недостаточно эластичны, что особенно; сказывается в холодное время года.
Упорным консерватизмом отличается электротехническая промышленность. На все модели отечественных машин независимо от типа, класса и формы устанавливаются одинаковые задние и габаритные фонари, выпускаемые вот уже почти двадцать лет заводом «Красный Октябрь». Мало изменилась за то же время форма фар, выпускаемых тем же предприятием; крайне примитивно выполнены шкалы спидометров. Все изделия, поставляемые электротехнической промышленностью, окрашены только в черный цвет и устанавливаются мотозаводами без перекраски. Нам кажется, что целесообразнее поставлять мотозаводам загрунтованные изделия, с тем чтобы окраска их в соответствующие цвета производилась на месте.
Конструкции генераторов, центральных переключателей света и замков зажигания, установленных на мотоциклах М-62, К-750 и ИЖ-Планета, а также прерывателя-распределителя ПМ-05 (К-750) стоят на уровне 40-х годов.
Выпускаемые Орджоникидзевским заводом автотракторного электрооборудования генераторы переменного тока Г-401, которые устанавливаются на мотоциклы М-103 и «Ковровец-175В», имеют худшие характеристики, чем аналогичные зарубежные. Это затрудняет запуск двигателя, дает недостаточную яркость света электроламп при езде в ночное время с небольшой скоростью. Качество продукции этого предприятия таково, что еще на мотозаводах большая часть заказанного оборудования отбраковывается, не говоря уже о справедливых жалобах потребителей в процессе эксплуатации мотомашин.
Хуже по своим светотехническим характеристикам и фары наших мотоциклов. Причина — отсутствие ламп с экранированной нитью ближнего света.
Неудовлетворительны сигналы С-34 Тюменского завода автотракторного электрооборудования, которые устанавливаются на мотомашины, оборудованные генераторами переменного тока. Эти сигналы имеют недостаточную громкость и неприятное звучание, сильно меняющиеся в зависимости от числа оборотов двигателя.
Немало недостатков и в сопроводительной технической документации. Инструкции по эксплуатации, прилагаемые к машинам, часто перегружены общими данными. В то же время в них отсутствуют многие необходимые сведения по особенностям эксплуатации и ремонту данной модели.
Плохое в ряде случаев исполнение иллюстраций затрудняет пользование инструкцией. Вызывают также нарекания конструкция и качество упаковки, не обеспечивающей надежной сохранности машин при транспортировке и хранении.
Почти на всех заводах ведется сейчас работа по созданию новых мотомашин. Есть все основания надеяться, что это будут мотомашины, отвечающие самым взыскательным требованиям. Однако следует еще раз подчеркнуть, что все усилия конструкторов и художников только в том случае дадут желаемый результат, если предприятия-смежники, обязанные выпускать совершенные материалы и изделия, перестроят свою работу.
И. ГИРШОВИЧ, инженер, ВНИИТЭ.
«Техническая эстетика», 02/1964