Витебский музей мопедов: как энтузиаст переехал из России в Беларусь, чтобы собрать историю
Андрей ГОРЕЛИК
Фото автора
26 апреля 2016
Зарубежные музеи автомобильной техники славятся на весь мир, в то время как у нас посмотреть на экспонаты ушедших времен можно лишь в частных коллекциях или на редких выставках, которые можно пересчитать по пальцам. Что же остается нам? Ответить на этот вопрос взялся Владимир Гордеев — человек, который переехал из России в небольшую деревню под Витебском, чтобы создать полноценный музей мопедов и вещей из прошлого.
Экспозиция представлена двумя десятками мопедов, но, как отмечает Владимир, их гораздо больше. Проблема в размерах помещения, где все желаемое разместить в принципе невозможно. Рядом с мопедами на стеллажах ютятся плееры, аудио- и видеомагнитофоны, детские игрушки, компьютер «Квант» родом из Орши и еще не один десяток вещей, о существовании которых подрастающее поколение лишь догадывается.
«В свое время попал в аварию, после чего долго восстанавливался. Тогда от безделья заинтересовался историей мопедов. На тот момент ими никто серьезно не увлекался. Предпочтение отдавалось более дорогой технике, тем же мотоциклам. Я же начал с малого: сделал сайт и начал искать информацию по моделям. О многих из них собирать факты приходилось по крупицам: где-то находилась фотография, где-то — страничка в журнале.
У меня нет цели накопления: главное — показать и поделиться с другими. Удовольствия от этого куда больше. Я «выставлялся» в Музее индустриальной культуры в Москве, участвовал в нескольких мероприятиях. А потом с семьей приняли решение переехать в Беларусь — все были только за. Специально для этого приобрели дом в деревне возле трассы, чтобы и жить, и построить непосредственно музей. Поэтому нынешнее помещение — временный вариант, который на самом деле может затянуться.
Для мопедов приготовлена часовая экскурсия. Другие экспонаты — техника и вещи из прошлого — в большинстве своем были собраны уже в Витебске. Сами по себе мопеды интересуют не очень широкий круг. Дети и вовсе заскучали бы при посещении с родителями, поэтому для них и собраны остальные экспонаты.
Мотовелосипед В-901, выпускавшийся Харьковским велозаводом. До этой модели двигатели Д-4 продавались в качестве комплектов для установки. На заводе же впервые выпустили велосипед с уже установленным мотором. В некотором роде этот двигатель дал старт распространению подобного рода технике.
Еще один интересный экземпляр — мотовелосипед Riga-2 Gauja. Рама была изготовлена с учетом устанавливаемого двигателя. Щитки по обеим сторонам редкость. Оригинальные и с «родной» краской. Они постоянно дребезжали на ходу, поэтому многие владельцы стремились от них избавиться. Сейчас их не найти, проще установить «новодел».
Я специально стараюсь оставить «родную» краску. Чем ее больше — тем выше ценится экземпляр. Конечно, можно перекрасить: мопед приобретет внешность, но потеряет историческую ценность. Поэтому специально храню две модели: с «родным» покрытием и перекрашенную.
«Рига-13» приехала из Минска совсем недавно, буквально пару недель назад. Ее особенность заключается в так называемой переходности. До этого мопеда заводом выпускалась модель «Рига-11». После чего сделали новый двигатель и раму. На заводе оставался запас старых рам, которые необходимо было реализовать. С этими старыми рамами и новыми двигателями и выпустили некоторое количество мопедов. Найти их сейчас крайне трудно. Пусть мой экземпляр сохранился и не самым лучшим образом, но зато присутствуют комплектность и «родная» краска.
Легкий мопед ЗИФ-20 времен перестройки с Пензенского завода. Информации об этой модели было всего ничего: в Интернете «гуляла» лишь одна отредактированная картинка, которая никак не раскрывала историю модели. Что было известно наверняка, так это то, что она стала последней для завода. С помощью знакомого мопед был куплен в России и отправлен в Витебск. Он также в «родной» краске и комплектный — это редкость.
Первый мопед купил случайно. Увидел объявление — и понял, что если его не выкуплю, то спустя какое-то время он пропадет где-нибудь в гараже или сарае. В экспозиции он не представлен — необходимо сначала доукомплектовать. Потом купил второй, третий… Уже не случайно, а целенаправленно искал старые вещи, которых с каждом годом становится все меньше. В какой-то момент коллекция выросла, для нее пришлось арендовать гараж. Покупаю редкие или уникальные модели, от которых просто нельзя отказаться, но бюджет ограничен. Поэтому простых «Верховин», «Риг» или «Карпат» в коллекции мало.
МП-046 Львовского завода — предок «Верховины». Следующая за ним модель называлась «Верховина 3», ее знают по фильму «Приключения Электроника». Мопед был найден с сохранившимися документами и «номерами». Отличительная черта модели — пластиковый бардачок в задней части, который часто отваливался.
В промежутке между МП-046 и «Карпатами» должна быть целая линейка «Верховин», но ни одной из них нет. Дизайн первых «Карпат» разрабатывали в Институте технической эстетики в Ленинграде. Именно в таком виде они поступали к покупателю. Фары, педали, рычаги — все необходимо было устанавливать самостоятельно. Мопед не проехал ни одного километра.
«Пегас» — мопед с интересной судьбой, начавшейся в перестройку. Во времена последней экономические связи были нарушены. В Ленинграде решили наладить выпуск мопедов самостоятельно. Мотор оказался сырым и недоработанным, поэтому его заменили на индийский.
Есть в коллекции и представители Минского мотовелозавода (ММВЗ), аббревиатуру которого склоняли и расшифровывали на все лады.
Мотовелосипед «Кроха». Изначально мотор являлся копией французского двигателя. Его главная особенность — центробежное сцепление: открываешь «газ» и едешь. На первых экземплярах была установлена слишком маленькая звездочка: чтобы завестись, необходимо было разогнаться до 25 километров в час. Звезду в дальнейшем установили большего размера.
Мопед Mobylette от французского производителя Motobecane. В объявлении о продаже он был выставлен в «родной» краске. По приезде же оказалось, что владелец все же его перекрасил…
Можно завести любой из мопедов. Моторы несложные, с деталями проблем нет. Но после этого придется сливать бензин и вновь проводить консервацию. Глобальная задача завести любой мопед у меня не стоит.
Перспективный прототип из заводского музея — ЗИД-80. Вернее, один из прототипов, поскольку разрабатывались разные «пилоты»: городские, чопперы, эндуро. После расформирования музея мопед попал в частные руки. Владелец заменил «родной» резонатор на стандартный, однако поездил совсем немного и продал мне. Пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза, система раздельной смазки — так конструкторы видели будущее.
Грузовой мокик BITÉ случайно приобрел в подмосковном санатории. Каким чудом он там оказался? В «родной» краске и со следами эксплуатации — такое нельзя перекрашивать. Поршневая у этого мокика отличалась увеличенным объемом.
Помещение, в котором находится музей, арендовано за свои деньги. В деревне предлагали использовать здание клуба. К сожалению, оно в дальнейшем попало в список реализуемого имущества. Время идет, поэтому решил организовать музей хотя бы в таком виде. Если вдруг кто-то выделит подвал хотя бы на 200 «квадратов», самостоятельно его отремонтирую и сохраню бесплатный вход. Просто ради того, чтобы музей был в Витебске как таковой. У меня хватит экспонатов, чтобы сделать отдельные залы: техника, мопеды, игрушки».
Мы не стали рассказывать обо всех экспонатах — предоставим этот шанс самому Владимиру. Единственным условием является предварительная запись по телефону +375 29 217 18 01. Сам музей располагается по адресу: г. Витебск, пр-т Строителей, 15
К слову, у тех, кого пугает расстояние до Витебска, будет возможность увидеть экспонаты музея Владимира Гордеева на IV Международном ретромотофестивале «КОЛА ЧАСУ 2016», который состоится 25 июня на территории гребного канала (Республиканский центр олимпийской подготовки по гребным видам спорта), в 13 км от Минска в сторону г. Молодечно. На этом празднике вы сможете увидеть немало и другой интересной техники, способной стать для вас «машиной времени».
© abw.by