Немного музейной кухни. Витрины
Или почему домашняя коллекция не становится музеем.
Очень многие, собрав хорошую коллекцию, хотят перейти на следующий этап. Неважно, коллекция чего именно. Среди моих знакомых есть люди с отличными коллекциями моделей автомобилей, велосипедов или калькуляторов. Да и мопедные коллекции есть такие, о которых «Музею Мопедов» можно только мечтать. И коллекции игрушек у людей в квартирах тоже зачастую превосходят собрание «Студии Советской Игрушки».
И на каком-то этапе у коллекционера встаёт вопрос — а что дальше? Сто экспонатов, тысяча, сто тысяч? Или свой музей? И вот тут начинаются проблемы. О которых я и хочу рассказать, имея достаточно большой опыт и коллекционирования, и музея.
Итак, начнём с того, что все музеи делятся на два основных типа. Точнее, их можно разделить на два типа по условию финансирования. Первый тип — музеи с избыточным финансированием. Это когда любая проблема, от покупки нового экспоната до набора необходимого количества работников решается с помощью денег. И второй тип — музеи с ограниченным финансированием. Большинство частных музеев, включая «Музей Мопедов» и «Студию Советской Игрушки», относятся ко второму типу.
У музеев без избыточного финансирования три основных проблемы. Коллекция, помещение, витрины. И основная причина, почему, собрав хорошую коллекцию, человек не идёт дальше, состоит в том, что два оставшихся вопроса требуют сопоставимых с ценой коллекции затрат. И нужно принять реальность, что вместо нового экземпляра тебе придётся покупать краску для ремонта или платить аренду. На этом и останавливается большинство.
Две проблемы, помещение и коллекция, сейчас и в «Музее Мопедов», и в «Студии Советской Игрушки», решены достаточно, чтобы на какое-то время не тратить на них деньги. И поэтому мы сосредоточились на третьей проблеме — как показать коллекцию.
Экспозиция музея, интересного людям, должна состоять из двух направлений. Первое, это то, что можно посмотреть. И второе, то, что можно потрогать. Про интерактив я расскажу в другой раз. Сейчас же про то, что нужно сохранить. И от пыли, и от случайной поломки.
Витрины. Точнее, подходящие витрины. Ещё в самом первом помещении «Музея Мопедов» мы закупили каркасы шкафов из «Икеа». И сейчас их около 20 штук. У них масса достоинств. Стандартные размеры позволяют в любой момент пополнить нужное количество, при этом полки можно сделать отдельно. Ещё в этих шкафах есть очень удобная возможность переставлять полки на любую высоту. Но по ряду причин сейчас для нас пополнение такими шкафами экспозиции невозможно.
Половина шкафов «Икея Пакс» пошли в «Музей Мопедов».
Вторая часть разместилась в «Студии Советской Игрушки». В них расположилась игрушечная часть выставки.
А вот с остальными экспонатами пока не так хорошо. Два типа открытых стеллажей, которыми пришлось воспользоваться, не только не дают необходимой защиты, но и создают общее впечатление мешанины. И хотя это не влияет на эмоции наших гостей, всё равно надо проблему решать.
Итак, раскрываю секрет, как малой кровью и минимальным бюджетом сделать достаточно аккуратные витрины. Сочетанием недорогого материала и недорогой работы. Мы решили взять за основу советскую стенку «Ипуть». Сейчас их или продают за копейки, или вообще, как в этом случае, отдают бесплатно. Стенка удачна своей симметричностью по многим размерам, к тому же в ней есть несколько готовых полок, включая стеклянные.
Стенка привезена в Музей, разобрана и покрашена в белый цвет на видимых поверхностях. В паре сотен метров от нас есть мастерская по раскрою ДСП, в которой заготовки будут порезаны по размеру и собраны в готовые кубы. Останется только закрепить задние стенки, полкодержатели и продумать способ застекления. Тут есть варианты, можно делать так же, как и на «Пакс», а можно придумать что-то другое.
В результате получится некоторое количество застеклённых витрин, которые, благодаря стандартному размеру, можно будет собирать в стенку необходимого размера. И которые можно пополнять без излишних трат.
Продолжение следует…