Индустрия мотоциклов

 

Аргументы — только «за»

 

По дорогам земного шара «бегают» свыше 25 миллионов мотоциклов, и каждый пятый из них советский.

Среди товаров длительного пользования продукция мотозаводов занимает особое место, причем не такое уж скромное, как это может показаться с первого взгляда. Правда, существует еще мнение, будто мотоцикл — это только стихия скорости. Мотоцикл, бесспорно, отличный спутник в путешествии и непременный атрибут мотоспорта. Но основное ero назначение — служить средством передвижения. Именно поэтому он наряду с автомобилем и автобусом стал неотъемлемой частью современного транспорта и завоевал признание миллионов людей во многих странах.

До 1917 г. в России не было мотоциклетного производства, и представители иностранных фирм, впервые демонстрировавшие велосипеды с мотором на Ходынском велотреке в Москве в 1896 г. и продавшие их потом по баснословной цене (500 рублей за штуку), вряд ли могли предполагать, что со временем наша страна займет ведущее место в Европе по выпуску мотоциклов.

Советское мотоциклостроение в наши дни — это целая индустрия с предприятиями, выпускающими по двести и более тысяч мотоциклов и мопедов в год, со специализированными заводами двигателей, цепей, электроприборов, с так называемыми смежными предприятиями, поставляющими шины и комплектующие части. Десятки тысяч рабочих, техников, инженеров заняты в мотоциклетной промышленности СССР.

Сейчас очень бурно развивается наша автомобильная промышленность. И вполне закономерен вопрос: стоит ли расширять производство, мотоциклов, не вытеснят ли их вскоре автомобили? Чтобы ответить на него, сошлюсь на такой пример: США, располагающие развитой автомобильной промышленностью, в 1967 г. импортировали из Японии, Италии и Англии примерно миллион мотоциклов. И дело здесь не только в том, что в условиях больших городов, где заторы транспорта в часы «пик» — обычное явление, мотоцикл имеет известные преимущества. Его вообще нельзя рассматривать как замену автомобиля. У каждого свои особенности, и где «властвует» один, другой, как правило, нe используется. Поэтому нет никакой нужды противопоставлять их.

Самый веский аргумент в пользу мотоцикла — возможность его эксплуатации в различных дорожных и климатических условиях, в том числе там, где нет асфальта и бетона. Нельзя не учитывать и возрастающий интерес молодежи к доступному моторному транспорту. Ведь мотоцикл — это и решение проблемы досугa, и развитие технических видов спорта.

Так что мотоциклостроение — отрасль, безусловно, перспективная, способствующая, по мнению социологов, лучшей жизнедеятельности населения.

 

Миллион и миллион

 

Это цифры будущего года. Первый миллион — производство мотоциклов и мотороллеров в СССР, второй показывает, каким будет выпуск мопедов, легких мопедов и мотовелосипедов.

Наши усилия направлены, в первую очередь, на увеличение производства тех типов машин, которые пользуются наибольшим спросом, — тяжелых мотоциклов с колясками, легких мотоциклов и мопедов.

На новые рубежи нам позволят выйти лучшее использование основных фондов, модернизация оборудования, совершенствование технологии и организации производства. Выпуск мотоциклов будет увеличиваться на тех же предприятиях, но не на тех же площадях. Все заводы предполагается реконструировать: построить новые корпуса, цехи, создать новые службы. По объему запланированных работ, по их значению каждую такую реконструкцию можно с полным правом назвать вторым рождением завода. Например, на Киевском мотоциклетном заводе в 1969 г. войдет в строй новый производственный корпус площадью 15 тысяч квадратных метров, развернется строительство инженерного корпуса, инструментально-экспериментального цеха (кстати, здесь будет налажено производство штампов для всей мотоциклетной промышленности СССР). В результате мощность предприятия поднимется с 35 тысяч до 120 тысяч мотоциклов в год, то есть увеличится почти в четыре раза.

Аналогичные изменения произойдут и на других заводах. Завершается строительство Шяуляйского велосипедно-моторного завода «Вейрас». Его продукция — 300—350 тысяч двигателей в год — предназначена для мопедов «Рига», выпускаемых рижским мотозаводом «Саркана-Звайгзне». Ковровский механический завод обеспечит точно такими же двигателями Львовский мотозавод.

Строительство ведется и на других специализированных предприятиях, в частности сооружается новый корпус на Даугавпилском заводе мотоцепей.

Намечаемая реконструкция предприятий решает не только количественную сторону дела. Во всех проектах заложены экспериментальные цехи и цехи мелких серий, которые помогут быстрее обновлять и улучшать модели, намного сократить путь машин от конструкторского стола до покупателя.

 

Какими они будут?

 

Читателей, понятно, прежде всего интересует, как конкретно видоизменятся существующие модели, какие новинки готовят конструкторы.

Начнем с самых маленьких представителей семейства советских мотоциклов, причем сразу внесем ясность в принятую терминологию: «мотовелосипеды», «легкие мопеды» и «мопеды». Что такое мотовелосипед — ясно каждому. Легкие мопеды и мопеды разнятся в основном двигателями. На первых устанавливают двигатели рабочим объемом 45 см3 без коробки передач, вторые снабжены более мощным двигателем — 50 см3 с коробкой. Но в общем-то устройство легких мопедов и мопедов почти одинаково — на 80% их детали унифицированы: та же передняя вилка, те же ступицы колес, одинаковы руль, тормоза, бензобак.

С конвейера Рижского мотозавода «Саркана-Звайгзне» сходят сейчас легкие мопеды «Рига-5» с двигателем Д-5 и мопеды «Рига-3» с двигателем Ш-51. Появится модернизированный легкий мопед «Рига-7» с новым двигателем Д-6. От своего предшественника он отличается встроенным генератором. Так что теперь и легкие мопеды получат настоящее мотоциклетное освещение — фару и задний фонарь.

 

Индустрия мотоциклов
«Рига-7»

 

Двигатели серии «Д» для рижских и львовских моделей выпускает ленинградский завод «Красный Октябрь».

На смену мопеду «Рига-3» конструкторы готовят «Ригу-4». На нем намечено установить модернизированный двигатель Ш-52 Шяуляйского завода, новые глушитель и фильтр. Это даст прирост мощности (на 20%), а главное — повысит долговечность мотора. «Рига-4» и внешне отличается от старшего собрата лучшим оформлением и «ростом» — у него шестнадцатидюймовые колеса (вместо девятнадцатидюймовых на «Ригe-3»). Этот мопед появится в 1969 г.

Спроектирован и испытывается принципиально новый пятидесятикубовый двигатель Ш-55 мощностью не менее 3,5 л.с. с четырехступенчатой коробкой передач. Создание такого мотора положит начало производству беспедальных микромотоциклов. Прототип машины был представлен на шестидневных соревнованиях в Ужгороде и в Закопане и показал хорошие результаты.

Создаются новые машины и на Львовском мотозаводе. Пока он выпускает легкий мопед МВ-045 и мопед МП-046 (они аналогичны «Риге-5» и «Риге-3»). Новые модели, которые подготавливаются к производству, получат и новые названия — «Львов» и «Верховина».

 

 

Г. И. САМСОНОВ, начальник главного управления по производству мотоциклов и велосипедов Министерства автомобильной промышленности CCCP.

 

 

«Автоэкспорт информирует», 03/1969 (с сокращениями)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *