Мотор в спорте

 

За границей, и особенно в Америке, широко распространены небольшие маломощные бензиновые моторы — от 0,5 до 2 л. с. Непрерывно совершенствуясь, некоторые системы таких моторов по своей величине не превышают спичечной коробки и весят не более 500 г. Столь незначительные габариты и вес моторчиков дают возможность применять их в авиамоделизме и спорте.

Известно, например, что обычным велосипедом можно пользоваться только летом. Но этот же велосипед с небольшими приспособлениями может служить круглый год. Для этого необходимо приспособить к нему маломощный мотор в 0,5 л. с. Моторную установку можно легко укрепить на раме велосипеда. Моторчик снабжается небольшим тянущим винтом, от которого получается тяга до 4 кг. Этого вполне достаточно, чтобы развить скорость в 30—40 км/час.

Такой велосипед может работать и в зимних условиях. Для этого он устанавливается на 3 небольших лыжи, которые (после снятия колеса) так крепятся к вилкам велосипеда, что 2 из них неподвижно укрепляются на задней вилке и 1 лыжа — подвижная — на передней вилке. Эта лыжа как бы заменяет ведущее колесо и предназначается для разворотов во время движения. С аэровелосипедом можно выехать и на лед. Стоит только заменить лыжи тонкими полозьями. Скорость на льду может быть достигнута и 50—60 км/час. Летом на велосипеде можно пробежаться по воде, предварительно установив его на легкие поплавки.

 

Мотор в спорте
На аэровелосипеде можно выехать и на лёд: стоит только заменить лыжи тонкими полозьями.

 

Интересную конструкцию «Тягач» можно изготовить для спортсменов-пловцов. Два небольших поплавка из жести с двумя ручками на концах связываются между собой рамой, к которой крепится маломощный мотор с необходимым питанием. Привод от него идет под поплавки вала, где устроен водяной винт. Он закрыт предохранительной решеткой. Такой «тягач» легко тянет пловца со скоростью до 19 км/час.

 

Мотор в спорте
«Тягач» легко тянет пловца со скоростью до 19 км/час.

 

Маломощные моторы 1,5 — 2 л. с. с большим успехом могут быть использованы для небольших одноместных аэросаней. Их конструкция должна быть возможно легче, для чего сани следует строить из легких древесных пород. Важно также добиться хорошо обтекаемых форм аэросаней. При удачном выполнении этих требований вес аэросаней не превысит 25 кг. Их скорость достигает 40—50 км/час.

 

Мотор в спорте
Маломощные моторы с большим успехом могут быть использованы для небольших одноместных аэросаней.

 

Как разрешить проблему полета человека за счет мускульной силы? Аэродинамика еще не позволяет осуществить этот полет, так как для него необходимы не менее 15 л. с., физически не свойственных человеку.

Чтобы быстрее и реальнее разрешить этот вопрос, не следует сразу строить аппараты, работающие за счет мускульной силы, как это в большинстве случаев делается за границей. Эти попытки обречены на неудачу вследствие пренебрежения к принципам эволюционного развития аэродинамики. Наиболее правильное разрешение этой проблемы следует искать в создании маломощных авиэток, причем усилия конструкторов должны быть направлены к постепенному снижению мощности мотора за счет улучшения аэродинамических качеств.

В чем же принцип конструкции авиэток с маломощными моторами и с наилучшими аэродинамическими данными? Для того, чтобы авиэтка обладала минимальным лобовым сопротивлением и небольшим весом, ее конструкция должна быть максимально сужена. Пилот должен находиться в лежачем положении. Для лучшего обтекания носовую часть авиэтки следует делать заостренной, а моторы устанавливать сзади. Важно стремиться к тому, чтобы предельно уменьшить число выступающих деталей.

В такой авиэтке шасси могут быть убирающимися или съемными, т. е. остающимися на аэродроме после взлета. В этом случае посадку можно производить на лыжу, предусмотренную в авиэтке так же, как и у планеров.

Если все эти требования выполнить удачно, то вес одноместной авиэтки будет доведен до 60 кг, что позволит летать на моторе в 1,5 л. с.

С возрастающим улучшением летных качеств такого аппарата можно постепенно снижать мощность двигателя и, наконец, заменить мотор мускульной силой.

Серьезного внимания заслуживает работа с маломощными моторами для освоения конструкции «машущих крыльев». Конструкторы, разрешая эту задачу, в большинстве случаев идут по пути создания усложненных конструкций; они пытаются заставить крыло описывать в воздухе даже восьмерку.

Понятно, что осуществить это практически весьма мудрено.

А не легче ли осуществить следующую конструкцию: крылья делаются в виде пластинки; с обеих сторон они сужаются в острую кромку; при работе крыло ударяется о воздух попеременно то одной, то другой стороной; конец крыльев крепится к ободу вращающегося колеса, которое приводится в движение мотором; снизу устанавливается амортизатор, соединяющий оба крыла и позволяющий сбрасывать крылья резко вниз; при повороте колеса сложенные крылья описывают полукруг, разрезая своими острыми крыльями воздух.

Когда крылья доходят до верхней, крайней точки, амортизаторы натягиваются и заставляют крылья резко идти вниз. В это время крепление амортизатора в крыле перемещается на другую сторону. Крылья, сложившись в нижней точке, проходят обратно — назад и вверх — с минимальным лобовым сопротивлением.

Во время кругового движения удары крыльями можно наносить под разными углами, получая при их движением не только подъемную силу, но и тягу.

Приведенная конструкция с амортизатором выбрана для наглядного показа работы крыла. Осуществить такой принцип можно разнообразными конструкциями механического действия и без применения амортизаторов. Крылья могут приводиться в движение более частыми взмахами, что значительно уменьшит их размеры.

Крылья, работающие с большим числом взмахов, напоминают движение крыльев насекомых, но движения эти упорядочены и позволяют применять упрощенные передачи от нормального мотора с вращающимся валом.

 

Мотор в спорте
Крылья этой конструкции делаются в виде пластинки, с обеих сторон сведенной в острую кромку.

 

Таким образом, для нашей молодежи с появлением маломощных бензиновых моторов открывается широкая возможность проявить свои творческие силы в области конструирования и изобретательства в авиастроении.

 

Инж. П. ГРОХОВСКИЙ. Рисунки автора.

 

 

«Техника — молодёжи», 04/1937

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *