Школа

 

Школа
Фотоконкурс «Остановись, мгновение». «Мечта с мотором…» Фото Петра Малиновского.

 

Маленький аппарат на четырех толстеньких колесиках, оглушительно треща мотором, метался по серпантину трассы, вписываясь в немыслимые повороты. Казалось, что вот сейчас, сию секунду, сжавшийся в комок водитель в ярком мотоциклетном шлеме не успеет среагировать на очередном крутом вираже — и центробежная сила вышвырнет прочь с дорожки этот шумный аппарат, и рассыплется он вдребезги, такой хрупкий на вид, такой ненадежный, не способный уберечь своего лихого водителя от последствий аварии. Но карт — так называется эта маленькая, но вполне настоящая спортивная машинка, — словно удерживаемый магнитным полем, носился по трассе, заставляя сжиматься сердце от восхищения и тревоги. С каждым кругом, уверенно пройденным водителем карта, тревоги оставалось все меньше, а восхищения соответственно — больше, ибо природа, как известно, не терпит пустоты.

Неподалеку, за спиной, в одном из боксов, похожих на половину гигантской бочки, разрезанной вдоль, подал голос еще один проснувшийся после зимней спячки карт, потом еще один, еще… Ребята из Братской детско-юношеской спортивно-технической школы открывали на своем картодроме очередной летний сезон.

В боксе, когда туда заходишь с улицы, тебя встречает полумрак, к которому, впрочем, глаза привыкают быстро, и свет электрических ламп уже не кажется тусклым. Во всяком случае, подростки, колдующие у мопедов и спортивных мотоциклов с высоко задранными выхлопными трубами, на недостаток освещенности не жалуются. Они со спокойной уверенностью запускают гаечные ключи и отвертки в чрево мотоциклетных двигателей, что-то откручивают, что-то подтягивают, меняют… Никто из взрослых не стоит над душой у этих ребят, никто не прикрикнет на них, не навяжет свою помощь: если надо — подростки сами замучают вопросами, и уж тогда — будь добр, ответь обстоятельно и понятно. Но, судя по всему, парни, старшему из которых едва ли стукнуло больше 15 лет, знают свою технику до последней гайки.

Виктор Алексеевич Ларионов, директор ДЮСТШ, задержался у мотоцикла, перед которым на коленях стоял подросток. В руках у него был карбюратор.

— Есть проблемы, Задорин? — поинтересовался Ларионов. — Сам разберусь, Виктор Алексеевич — с достоинством ответил чумазый от машинного масла паренек.

Мы двинулись по боксу дальше, и Ларионов негромко сказал: «Вот этот, Задорин, он из «трудных». Угонщик он. Кстати, из нашей школы мотоциклы угонял. Теперь вот — не против нас, а с нами. У нас таких ребят немало. Некоторые, так сказать, «на плаву» держатся только потому, что мы их не оттолкнули, взяли в школу, дали технику. Для них наша школа сейчас — все равно что спасательный круг. Ярилов Вася, Сережа Первухин, тот же Задорин — да мало ли их было и есть, пацанов, на которых, не то что школа, — порой родители уже рукой махнули. А они у нас сами себя людьми почувствовали. Для них техника — мопед там или карт — это все, это их судьба. Понимаете? Это же будущие токари, слесари, шоферы — специалисты! Профессиональную подготовку им пройти, конечно, надо, но навыки у них — будь здоров!

— Виктор Алексеевич! — нас окликнул подросток и протянул на раскрытой ладони болт. — Резьба сбита, а другого такого не могу найти…

Ларионов взял болт, глянул на него поближе:

— Здесь левая резьба. Найти такой мудрено. Ладно, придумаем что-нибудь. — И, обращаясь ко мне, продолжил: — Такого картодрома, как у нас в Братске, считай, во всей Сибири не найдешь. Да что — Сибирь! Думаю, и в стране таких один-два, не больше. Обычно — как? Школа вроде нашей или технический кружок где-нибудь за городом имеют трассу, а технику хранят в городе. Добраться до картодрома для них — целое дело, а у нас все тут, все на месте. Даже трасса освещена — ручаюсь, это единственная в стране освещенная трасса! Ну, какие у нас боксы — вы видели: шестьсот квадратных метров, с освещением, с отоплением… Не база — мечта! Чего нам тут не хватает — так это мало-мальского ремонтного оборудования. Станки нужны — токарный, фрезерный, сверлильный… Разумеется, нас устроят любые, старенькие, на которых мы не собираемся микроны «ловить». Болтик выточить, шпильку, втулку, конус согнать — в общем, чтобы можно было мелкий ремонт на месте, здесь же, делать. Сварочный аппарат нужен… И когда здесь, на картодроме, у нас появится сносная ремонтная база, мы сможем сказать себе: теперь у нас есть все или почти все, о чем мечталось!

Пожалуй, не помешает маленький экскурс в историю Братской детско-юношеской спортивно-технической школы.

Первое четырехколесное существо с мотоциклетным мотором в Братске создал Виктор Ларионов, в то время — школьник. Было это в 1972 году. С этого карта, построенного руками подростка, началась нынешняя школа, которая прошла в своем развитии все стадии эволюции: первая в городе секция картингистов при Падунском спортивно-техническом клубе районного комитета ДОСААФ — автоконструкторский кружок при первичной организации ДОСААФ Дворца пионеров и школьников поселка Энергетик — картинг-клуб при детской технической школе БрАЗа — ДЮСТШ. Разумеется, без картодрома, построенного рядом с плотиной Братской ГЭС, школа едва ли была бы Школой с большой буквы. Это прекрасно понимал добрый гений ДЮСТШ А. Н. Закопырин — в те годы генеральный директор Братскгэсстроя. Человек, обладающий даром видеть перспективы, он не жалел денег на то, что обещало отдачу лишь через многие годы.

— Анатолий Николаевич говорил: делай так, чтобы все было на мировом уровне — рассказывает Ларионов. —Все, что школе потребуется, — пиши в заявку, поможем… И помогал! Благодаря такой поддержке и взаимопониманию мы имеем сейчас почти все необходимое.

Почти все…

Годами складывалась та база, которой сейчас располагает Братская ДЮСТШ. Когда во Дворце пионеров поселка Энергетик картингистам дали «крышу» над головой — первое небольшое помещение, которое расширялось путем отвоевывания все новых площадей — энтузиасты и фанатики картинга и мотоспорта обрели второе дыхание. Станки, инструментарий, материалы, запчасти — все это накапливалось годами. Но даже самый современный станочный парк — ничто без практических навыков и умений. А ребята, которых увлекла техника, в автоконструкторском кружке учились многому. Признаться, я сначала не поверил тому, что подростки сами выполняют такие сложнейшие работы, как отливку поршней для двигателей; что они в состоянии выточить для этих поршней тончайшие и точнейшие стальные кольца; что они могут реконструировать обычный штатный мотоциклетный двигатель, превратив его в форсированный. Да мало ли что могут ребята, которые занимаются техникой в течение нескольких лет! Ведь в ДЮСТШ дело поставлено так, чтобы подросток не только и не столько владел мотоциклом, а чтобы он овладевал набором нужнейших специальностей. Токарные, фрезерные, слесарные и сварочные навыки получают все, кто пришел сюда лишь для того, чтобы «кататься» на карте или мотоцикле.

Председатель Братского городского комитета ДОСААФ Юрий Нежданов не скрывает своей гордости детско-юношеской спортивно-технической школой. Но к этому чувству, вполне понятному и оправданному, примешивается серьезная озабоченность. Для нее тоже есть основания. — Официальный статус школа получила недавно, в начале нынешнего года, — рассказывает Юрий Нежданов. — У ДЮСТШ три шефа или, если угодно, три хозяина: областной комитет профсоюзов, главное управление народного образования и областной комитет ДОСААФ. Но даже эти три солидные организации не в силах решить все проблемы, стоящие перед школой.

В свое время обком профсоюзов и обком ДОСААФ расщедрились на 100 тысяч рублей — по 50 тысяч выложил каждый обком. Деньги вроде бы немалые, но их, по самым скромным подсчетам, хватит школе на самые неотложные нужды. Какие же? Прежде всего, на покупку новой техники.

— Нынче в ДЮСТШ занимается около ста подростков, — говорит Юрий Нежданов. — Желающих же заниматься гораздо больше, да и по своему статусу школа должна иметь не менее трехсот учащихся. Но проблема в том, что на всех ребят просто не хватает техники…

Один карт в зависимости от класса стоит от 650 до 1000 рублей. Спортивные мотоциклы чехословацкого производства обходятся в 1600 рублей каждый. Мопеды «Рига-кросс» тоже стоят недешево. Между тем ДЮСТШ сейчас остро необходимо не менее 40 мотоциклов и 20 мопедов — на эту технику как раз и уйдут до последней копейки «дареные» сто тысяч. При условии, разумеется, что ЦК ДОСААФ поможет в приобретении мотоциклов, мопедов и картов. Ведь не секрет, что потратить на нужную вещь имеющиеся деньги не так-то просто.

Но деньги нужны и на иные текущие расходы — на бензин, на зарплату тренерам, сторожам, электрикам, слесарям и прочим специалистам, без которых спортивно-техническая школа попросту не может существовать. Деньги нужны и для поездок на соревнования между ДЮСТШ страны… Говоря короче, статьи расходов можно еще долго перечислять. Список же статей дохода с гулькин нос. Как это широко практикуется в нашей стране, ставка делается на благотворительность, которую должны проявить богатые шефствующие организации. А их щедрость в последнее время сильно угнетена хозрасчетом. Вот почему ни Братский завод отопительного оборудования, ни Управление автотранспорта — шефы ДЮСТШ — не спешат раскошелиться в ответ на робкие просьбы школы.

— Управление автотранспорта согласилось нам помочь с бензином — вот и все, — говорит В. А. Ларионов. — Для нас такая помощь — почти ничто. А ведь мы не просто «бедные родственники», которые только и знают, что ходят с протянутой рукой. Мы же не только участвуем в воспитании «трудных» ребят. Мы помогаем им обрести профессию, мы их профессионально ориентируем. И многие из наших воспитанников идут потом работать как раз в Управление автотранспорта. Наконец, кто эти ребята? Да дети работников УАТ! Дети работников завода отопительного оборудования! И для них жалеть деньги? Ладно, раз такое дело — хозрасчет есть хозрасчет — мы задумались над тем, чем еще в силах помочь нашим шефам. На добро, так сказать, ответить добром… Мы можем организовать и провести соревнования на приз завода отопительного оборудования — а это реклама продукции предприятия. Можем открыть на картодроме участок по ремонту личных автомобилей работников завода и УАТ и заключить со своими шефами соответствующий договор. Мы можем организовать секцию повышения водительского мастерства… Но нам необходимо, чтобы предприятия-шефы готовы были сделать шаг навстречу. Ответный шаг!

Ребята из Братской ДЮСТШ сейчас в хлопотах: готовятся к большому путешествию. Своим ходом, на своих машинах — а у них есть два «РАФа», грузовик для перевозки картов и мотоциклов, заканчивается ремонт солидного «ЗИМа» — они намерены отправиться чуть ли не через всю страну и прибыть на соревнования в Нальчик. Там будет проходить чемпионат России, и картингисты из Братска, мотогонщики надеются показать все, что они умеют, чему научились у опытнейших тренеров. О проблемах, над решением которых сейчас ломают голову В. А. Ларионов и другие должностные лица, ребята даже не подозревают. Зачем им это? Над этими проблемами должны задумываться взрослые люди. Задумываться и решать.

Разве можно испортить праздник ста ребятам — праздник, к которому некоторые из них готовились всю свою сознательную жизнь?..

 

Юрий КАРЕЛИН.

 

 

«Советская молодежь», 06/1989

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *