Миллион велосипедов

 

Сто сорок лет назад уральский крепостной мастер Артамонов из села Верхотурья украдкой от «господ» смастерил деревянный самокат. Самоучку-изобретателя послали в Москву за «царской милостью» для верхотурских дворян. За совершенный пробег на «костотрясе» Артамонов получил «вольную», но поддержки для дальнейшего усовершенствования своего изобретения ни у кого не нашел. Самокат Артамонова был прообразом велосипеда.

Почти в то же время французский воздухоплаватель Бланшар построил тележку на четырех колесах, которая приводилась в движение двумя пассажирами. На таких тележках парижские слуги катали своих господ.

Первые модели двухколесных самокатов были неуправляемы, седок двигался толчками ног о землю. Отсюда пошло название самоката — «беговая машина».

Первый патент на конструкцию управляемого самоката был взят в 1818 году в Париже. В 1864 году у «беговой машины» выросли шатуны с педалями. С этого момента велосипед получил современное название, происходящее от двух латинских слов: «велоситас» — скорость и «педис» — нога.

Больше ста лет после появления первых «беговых колясок» изобретатели бились над улучшением самоката. Но попрежнему неудачник-велосипед за свое внешнее уродство и невозможную тряску сохранял нелестные эпитеты — «костотряс», «паук» и «кенгуру».

До появления цепной передачи на заднее колесо шатуны крепились на втулку переднего колеса, как у детских велосипедиков. У таких машин скорость находилась в прямой зависимости от диаметра переднего колеса. Появились велосипедные «каланчи», езда на которых была небезопасна. Но скорость была завоевана. На этаких «колокольнях» с литыми шинами на тяжелом железном ободе гонщики того времени ухитрялись мчаться по трековой дорожке со скоростью свыше 30 километров в час. Смельчаки пускались на «пауке» даже в кругосветное путешествие. В 1835 году английский путешественник Стивенс совершил такой пробег, проехав 12.500 километров за 269 дней.

В этом же году случай подарил транспорту одно из полезнейших изобретений — надувные шины. Изобретателем пневматиков был англичанин Денлон, по профессии ветеринарный врач. Больной сынишка Денлона жаловался отцу на неудобство «костотряса» и просил сделать велосипед более спокойным на ходу. Денлону пришла мысль сделать шины из садового поливочного рукава и наполнить их водой. Тряска уменьшилась, но езда на велосипеде стала невероятно тяжелой. Тогда изобретательный ветеринар накачал шины воздухом и изобрел клапан, называемый вентилем, через который накачивался воздух в шины.

С изобретением мягких шин конструкция велосипеда получила свое разрешение. Велосипед завоевал всеобщую любовь населения.

Еще в конце XIX века велосипедисты покрывали за 24 часа езды по треку колоссальное расстояние — 800 километров. Гонщики за лидерами (в более позднее время) мчались со скоростью более 100 километров в час. Дистанции многодневных гонок выросли до 5.000 километров (гонка «вокруг Франции»). Велотуристы довели годовой рекорд езды на велосипеде до 70.000 км.

Велосипед завоевал всемирную славу сорок лет назад. Но до сих пор эта скромная машина не сдает своих позиций. Велосипед стал необходимым видом транспорта для жителя города и деревни. Как физическое упражнение велосипедная езда равна гимнастике.

 

*

 

В Россию первый велосипед был ввезен в 1880 году. В Петербурге появились 50 диковинных машин. Через два года велосипед увидели москвичи.

Первые Велосипедные гонки проведены 24 июля 1883 года на Московском беговом ипподроме. Сенсационное событие привлекло свыше 25.000 зрителей. Публика заполнила все трибуны ипподрома и сплошной массой расположилась вокруг дорожек на Ходынском поле.

Русские велосипедные гонщики достигли больших успехов. Москвичи Бутылкин, Вашкевич, одессит Уточкин были неоднократными победителями в международных встречах, устраиваемых на треках в разных городах России. Анисим Панкратов совершил в 1911 — 1913 гг. выдающийся кругосветный пробег, за что был награжден международным спортивным конгрессом бриллиантовой звездой.

Но своей велопромышленности царская Россия не имела. Незначительное количество городских жителей пользовалось машинами немецких, французских и английских марок.

 

*

 

В день заключительного заседания Третьей Сессии Верховного Совета СССР — 31 мая 1939 года — с конвейера Московского велозавода сошел миллионный велосипед.

Четыре года назад мы были свидетелями огромного потока скоростных, дальних и сверхдальних велопробегов. Из Одессы во Владивосток, из Астрахани в Архангельск, из Ташкента, Ашхабада, Еревана в Москву, круговыми маршрутами по 9—10 тысяч километров двигались отважные советские велосипедисты. Рекордным пробегом 1937 года вдоль границ СССР протяжением в 30.872 километра был установлен «потолок» сверхдальнего пути советских велосипедистов на своих отечественных «стальных конях».

Из года в год увеличивали выпуск продукции советские велозаводы. Машины непрерывным потоком идут во все уголки советской страны.

В колхозах Казахстана, на Украине, в городах Сибири появились велосипеды марки «МВЗ» (Московский велосипедный завод). Но с каждой новой сотней машин появлялась новая тысяча потребителей. Покупательная способность населения растет быстрей.

У 170 миллионов населения СССР насчитывается свыше 2 миллионов «стальных коней». А нужно их раз в десять больше, чтобы полностью удовлетворить спрос на этот замечательный аппарат, служащий одновременно развлечением, отдыхом, зрелищем, физкультурой, транспортом и средством усиления обороноспособности нашей родины.

Московский велозавод — ведущее предприятие советской велопромышленности — добился значительных успехов в улучшении качества выпускаемых машин. Снята с производства резиновая покрышка седла, вызывавшая столько справедливых нареканий, значительно улучшена отделка частей. В прочности рамы не было сомнений после многих пробегов на машинах «МВЗ».

Рационализаторскими мероприятиями завод добился сокращения времени, идущего на сборку велосипеда. Велосипеды сходят в конвейера завода каждые 40 секунд.

В подарок родине в честь Третьей Сессии Верховного Совета СССР завод перевыполнил на 400 машин майский план в 25.100 велосипедов.

У конструкторского бюро завода (начальник тов. Вельбах) много новинок — штампованная рама, седло «Терри», велосипед с моторчиком, прекрасная модель двухколесного велосипеда для подростков.

Имеются перспективы для выпуска новых моделей дорожного велосипеда на «баллонах», со штампованной рамой, легкодорожной машины с облегченными шинами, с тройным переключателем, ручными тормозами и металлическими педалями, шоссейно-гоночного велосипеда, современной модели трековых машин.

Однако очень многие требования советского потребителя остаются невыполненными. Слишком медленно идет освоение новых моделей дорожных велосипедов и современных механизмов — скоростных переключателей, свободных зубчаток, попрежнему страдают дефектами гоночные машины, нет выбора в передачах, рулях, размерах рамы, неудовлетворительны седла, остро ощущается недостаток в частях.

Нет обещанных цветных рам. Сумки для ключей уродливые, сами ключи могли бы быть значительно лучшей формы. Нет краткого наставления начинающему велосипедисту об уходе и мелком ремонте механизма машины,

Наконец слишком тяжела дорожная модель советского велосипеда. Неудачен рисунок и плохо сделана марка на раме. Плохая эмалировка, низкое качество резины хотя и зависят от продукции «смежников» — заводов «Лакокраска» и «Ярака», — но устранение этих недостатков лежит на инженерно-техническом персонале велозавода.

Большое оборонное значение имеет велосипедный спорт. «Кто сегодня велосипедист — завтра будет мотоциклист», — говорит Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. «Велосипедисты и мотоциклисты будут играть немалую роль в разгроме врага», — добавляет Герой Советского Союза комкор тов. Павлов.

Советский велосипед должен быть самой прочной, самой лёгкой на ходу и по весу, самой красивой веломашиной в мире.

 

Платон ИППОЛИТОВ, заслуженный мастер спорта, орденоносец.

 

 

«Вечерняя Москва», 11/1938

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *