Шаг на месте

Первенство страны по мотоциклетным шоссейно-кольцевым гонкам.

 

Наш мотоциклетный спорт уверенно поднимается в гору. Рушатся прежние представления о возможностях мотогонщиков и их машин. Успехи советских мотоциклистов, выступающих в мотокроссе, в гонках по гаревой и ледяной дорожкам, признаны теперь во всем мире. И только в одном виде скоростных соревнований — шоссейно-кольцевой гонке — нет заметного продвижения вперед. Победа, одержанная недавно нашими кольцевиками в Турку (Финляндия) и призовые места в розыгрыше «Большого приза Югославии» конечно, радуют. Но они не могут никого обольстить, и прежде всего потому, что это соревнования куда меньшего масштаба, чем чемпионаты мира.

Что же тормозит у нас развитие классических, как их принято называть, шоссейно-кольцевых гонок? Почему до сих пор кольцевики не сравнялись по своим достижениям с «товарищами по оружию» — кроссменамм и трековыми гонщиками? Исчерпывающие ответы на эти вопросы дало прошедшее первенство страны.

Как и в прошлые годы, на старте его можно было увидеть представителей всего нескольких городов — Таллина, Риги, Москвы, Ленинграда. За исключением Рижского мотозавода и Ирбитского мотозавода, выставившего мощную команду экипажей на мотоциклах с колясками, остальные предприятия мотоциклетной промышленности (причем тоже далеко не все) представляли одиночки-энтузиасты, которые не в состоянии были сделать погоду на чемпионате, хотя и взяли там несколько призовых мест.

Никакими иными словами, кроме как «грустная картина», не назовешь старты в классах гоночных мотоциклов, где золотые медали разыгрывали между собой шесть человек. Снова (в какой уже раз!) в списках победителей и призеров мы прочли имена наших давних знакомых — заслуженных мастеров спорта Н. Севостьянова и В. Пылаева, мастеров спорта В. Катомина, Б. Иванова, А. Раутенфельда и других.

Может быть, «кольцо» стало непопулярно? Может быть, мотоспортсмены потеряли вкус к этому виду соревнований? Ничуть. Кольцевые гонки, где борьба ведется на предельных скоростях, с необычайной легкостью завоевывают сердца молодежи в тех немногочисленных городах, где проходят состязания кольцевиков, молодые мотоциклисты буквально осаждают клубы просьбами зачислить их в спортивные секции. Почти всегда они получают отказ: «Принять не можем, нет мотоциклов». И это не отговорка, продиктованная желанием избавиться от назойливых пареньков. Слабость материальной базы действительно одна на главных причин, препятствующих развитию кольцевых гонок.

Три года назад Федерация мотоспорта приняла решение о проведении соревнований на кольце в двух группах — на спортивных мотоциклах (группа «юниоров») и на гоночных. Ижевский машиностроительный завод выпустил партию спортивных машин с двигателем рабочим объемом 350 см3. И теперь этот класс самый многочисленный на первенствах. Борьба за медали представляет здесь кульминационную точку чемпионата (так, кстати, было и в этом году). Но юному мотоциклисту сразу не доверишь тяжелую машину. А других пока нет. Ни Минский мотовелозавод, ни завод, выпускающий мотоциклы «Ковровец»‚ не подготовили на базе серийного мотоцикл
для шоссейных гонок.

Большие надежды возлагала спортивная общественность на новый класс мотоциклов — с двигателем рабочим объемом 50 см3. Эти легкие машины как нельзя лучше подходят для молодых. Вводя новый класс, Федерация специально предусмотрела в нем группу взрослых и группу юношей. Два года прошло с тех пор. И как же обидно было видеть на старте минувшего первенства всего двух юных мотоциклистов. Немногим больше стартовало мужчин, хотя в этом году впервые разыгрывались золотые, серебряные и бронзовые медали. Не сразу и не вдруг рождаются новые мотоциклы. Но два года — срок вполне достаточный для того, чтобы подготовить партию пятидесятикубовых машин. На первенстве же были представлены два мотоцикла самостоятельной постройки с двигателем «Симсон» (производства ГДР), экспериментальная машина ЦКЭБ мотоциклостроения и пять мотоциклов СЗ-50, сделанных общественным конструкторским бюро рижского мотозавода «Саркана Звайгзне». На одной из таких машин заводской конструктор мастер спорта В. Погайнис завоевал бронзовую медаль, превысив 100-километровый скоростной рубеж (103 км/час).

 

Шаг на месте
Члены общественного конструкторского бюро, создатели гоночного мотоцикла СЗ-50 (слева направо): механик-испытатель Р. Кребс, инженер-конструктор Погайнис и механик-испытатель А. Ахралович. Фото В. Рыбина.

 

История появления СЗ—50 проливает свет на отношение руководителей мотозаводов к созданию спортивной техники. В свое время заводские спортсмены выступили инициаторами гонок на мотоциклах с двигателем 50 см3. Хорошую инициативу они подкрепили конкретными делами. В начале 1963 года в отделе главного конструктора «Саркана Звайгзне» было создано общественное конструкторское бюро под руководством начальника лаборатории дорожных и стендовых испытаний Х. Голдшмита.

Целью энтузиастов стала разработка конструкции первого советского спортивного мотоцикла класса 50 см3. За контруирование пятиступенчатой коробки передач и переключателя передач взялся инженер З. Янсон. Токарь экспеиментального участка А. Гобиньш, несмотря на свой преклонный возраст, вызвался в свободное время изготовить детали для новых машин. Работы было, что называется, по горло. Зимние вечера и воскресные дни проходили в поисках, вначале у чертежной доски, а заем у станков, где инженерные идеи воплощались в металл. Отдавая свой досуг творчеству, члены общественного КБ знали, что помогают но только спорту, но и заводу, перед которым стоит задача в ближайшие годы перейти на выпуск новой серийной модели мопеда с более мощным двигателем и лучшими характеристиками. Но, удивительно, энтузиазм Х. Голдшмита и его товарищей не встретил поддержки у некоторых руководителей. Вместо помощи, которую они могли и должны были бы оказать, в отдел главного конструктора одна за другой были направлены комиссии. Каждая из них пыталась откопать в деятельности общественного бюро «противозаконные действия».

Работая в очень трудных условиях, без образцов, без стендов, конструкторы-общественники все же смогли построить хорошие модели. заложив тем самым фундамент для развития столь перспективного класса гоночных машин.

Какова будет дальнейшая судьба СЗ-50? Получат пи конструкторы возможность создавать новые спортивные машины? Поступят ли эти машины в клубы и секции? Решение этих вопросов во многом будет зависеть от позиции руководителей «Саркана Звайгзне».

Разумеется, причину застоя в шоссейно-кольцовых гонках следует искать не только в нехватке спортивной техники. Более чем прохладное отношение некоторых республиканских комитетов ДОСААФ, областных клубов и секций к этому виду соревнований также препятствует их широкому распространению. Серьезное беспокойство вызывает крайне ограниченное количество трасс. Прошло больше года с того времени, как ЦК ДОСААФ принял постановление о развитии мотоспорта, которым, в частности, обязал создать во всех республиках кольцевые трассы. До сих пор, однако, этот пункт решения не выполняется. Ни в районе Москвы, ни на Украине и в республиках Закавказья, имеющих сеть хороших шоссейных дорог, не оборудованы трассы. Нетрудно себе представить, сколько новых спортивных талантов, сколько приверженцев кольцевых гонок появится у нас, если число кольцевых трасс увеличится хотя бы вдвое.

 

Шаг на месте

 

Первый этап чемпионата в этом году был впервые проведен на Неманском кольце в Каунасе. Он вызвал огромный интерес любителей спорта. Вдоль трассы стояли тысячи зрителей из разных городов Литвы, гости из Белоруссии, Латвии, Эстонии.

Освоение новых трасс расширит приток молодежи в кольцевые гонки. Это сегодня очень важно. Старты в Каунасе (1-й этап) и в Тарту (2-й этап) не принесли ничего отрадного в этом смысле. Нужно отметить лишь успех ирбитского экипажа в составе Г. Мотова и А. Сибирцева, первенствовавшего в классе мотоциклов с колясками свыше 500 см3. В полную силу в этом году заявил о себе младший класс «колясок» (350 см3). Он собрал много участников, оспаривавшнх чемпионское звание в острой спортивной борьбе. Здесь первенствовали представители спортивного общества «Йыуд» А. Канут и У. Киир (Эстония).

На редкость малочисленным был заезд в группе женщин, которая год от года редеет.

Зрители и участники увидели на трассе два новых гоночных мотоцикла класса 350 см3 Центрального конструкторско-экспериментального бюро мотоциклостроения. Машины эти обладают исключительно высокой мощностью (порядка 56 л. с.). Но на первенстве их возможности не были полностью раскрыты, так как они оказались вне конкуренции. Выступавшие на новых мотоциклах Н. Севостьянов и Э. Кийса поделили между собой золото и серебро.

 

Шаг на месте

 

Первенство 1964 года по шоссейно-кольцевым гонкам, которые, как известно, включены в программу спартакиады по техническим видам спорта, нельзя, к сожалению, рассматривать как шаг вперед. Скорее это был шаг на месте. Федерация мотоспорта должна, видимо, сказать свое веское слово, с тем чтобы этот вид соревнований не отставал от общего продвижения советского мотоспорта.

 

А. ЕФИМОВ.
Каунас — Тарту.

 

«За рулем», 10/64

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *