Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

По объему выпуска двухколесных моторизованных средств транспорта СССР занимает второе место в мире. Около полутора миллионов мотоциклов, мотороллеров и мопедов с двигателями объемом от 50 см3 до 650 см3 сходят ежегодно с конвейеров восьми советских заводов. Каждое из этих крупных предприятий специализируется на производстве машин определенного класса. Крупносерийное производство мототехники (от 100 до 400 тыс. машин на одном заводе) позволяет использовать преимущества широкой унификации узлов, автоматизации многих обрабатывающих и сборочных операций.

 

Практичные и универсальные

 

Выпускаемые в СССР мотоциклы разнообразны по типажу и кубатуре, но одно качество, пожалуй. характерно для каждой машины — это универсальность. Любой советский мотоцикл уверенно чувствует себя не только на гладком асфальте, но и на грунтовой дороге, лесной тропе. Он демонстрирует одинаковую надежность как в условиях зимы, так и под жарким солнцем южных широт.

Выносливость, простота в обращении, практичность сознательно закладываются конструкторами в будущие машины еще на стадии их проектирования. Высокая функциональность советских мотоциклов все чаще привлекает к ним внимание зарубежных покупателей. Во многих странах мотоциклы из СССР завоевали широкое признание и пользуются устойчивым спросом.

 

 

Заводы и мотоциклы

 

Рижский мотозавод «Саркана Звайгзне»
Торговые марки: «Рига», «Дельта»

Завод выпускает мопеды и мокики с двигателем рабочим объемом до 50 см3.

 

Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

Мопед «РИГА-13» — самая легкая из выпускаемых в СССР машин этого типа. Оснащен двухтактным одноцилиндровым двигателем Д-8 (45 см3, 0,75 кВт). Отличается простотой и надежностью конструкции. Характеристики крутящего момента двигателя подобраны таким образом, что он успешно используется без коробки передач. На мопеде применены две приводные цепи на заднее колесо — от двигателя и от каретки с педалями велосипедного типа. Такая схема привода дает возможность не только легко запускать двигатель «с ходу», но и пользоваться машиной, как обычным велосипедом. В этом отношении рижский мопед выгодно отличается от большинства зарубежных аналогов, у которых педали служат лишь для запуска двигателя и торможения.

 

Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

Мокик «РИГА-24» — базовая модель рижских мокиков. Оснащается двухтактным одноцилиндровым двигателем В-50 или В-501. Для лучшего удовлетворения запросов основного потребителя мокика — молодежи завод применил на «Риге-24» раму мотоциклетного типа с экипажной частью, выполненной в спортивном стиле.

 

Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

Минимокик «РИГА-30». Компактная машина на колесах малого диаметра. Имеет подрессоренное заднее колесо и верхнее расположение глушителя с тепловым экраном. Удобна для эксплуатации в городских условиях и особенно популярна среди подростков, начинающих знакомиться с мототехникой. Однако возможности «Риги-30» позволяют значительно расширить круг ее потребителей. Машина красива, прочна и может использоваться для коротких поездок в черте города.

Мокик «РИГА-22» имеет «городскую» компоновку экипажной части (рама открытого типа). Особенно удобен для женщин и пожилых людей. По техническим характеристикам аналогичен мокику «Рига-24». Производится по отдельным заказам.

Спортивный мотоцикл «РИГА-20 Юниор». Кроссовая машина для подростков на базе мокика «Рига-24″. Ее отличия от прототипа обусловлены назначением — для тренировок и соревнований по мотокроссу (увеличенный крутящий момент на заднем колесе, задняя шина с кроссовым протектором, увеличенный диаметр переднего колеса, поднятые щитки колес, кроссовый руль, верхнее расположение глушителя, откидывающиеся подножки, гидравлические передняя вилка и задние амортизаторы (вместо пружинных на базовой модели),. упрощенная электрическая схема (без осветительных приборов, переключателя и замка зажигания).

Перспективные проекты рижских конструкторов предусматривают расширение гаммы выпускаемых заводом мокиков. Так, по линии макси создается двухместный микромотоцикл с двигателем увеличенной мощности, оборудованный экипажной частью с гидравлическими амортизаторами, дисковыми тормозами и другими усовершенствованиями. По линии „мини» конструируется еще одна модель минибайка — на этот раз с мотоциклетной компоновкой экипажной части (своего рода симбиоз «Риги-30» и «Риги-24»). Помимо этого создается совершенно новая модель микромашины — особо компактной и сверхлегкой. У нее будет складная рама и новый малогабаритный двигатель с ручным пусковым устройством — дальнейшее конструктивное развитие отлично зарекомендовавшего себя двигателя Д-8.

 

Львовский мотозавод
Торговая марка: «Карпаты»

Завод выпускает мокики в основном с двигателями рабочим объемом до 50 см3. Двигатель, электрооборудование и шины унифицированы с рижскими мокиками. Имея аналогичные технические параметры, львовские машины отличаются от рижских конструкцией экипажной части.

 

Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

Мокик «КАРПАТЫ-2» — базовая дорожная модель. Для экипажной части характерны спокойные линии «классической» компоновки. Оба колесных щитка хромированы.

Мокик «КАРПАТЫ-2 Спорт». Спортивно-кроссовое исполнение базовой дорожной модели. Помимо обычных приборов, необходимых для дорожного движения мокик имеет элементы и кроссового мотоцикла: приподнятый щиток переднего колеса, верхнее расположение глушителя, кроссовый руль с перемычкой, бугель вместо багажника. Универсальный характер этой модели объясняет широкую популярность «Карпат-2 Спорт» среди подростков.

Спортивный мотоцикл «КАРПАТЫ Кросс». Эта кроссовая машина для подростков создана на базе мокика «Карпаты-2». Оснащение — идентичное мотоциклу «Рига-20 Юниор». Но есть и некоторые отличия: передняя и задняя подвески у львовского мотоцикла выполнены в упрощенном варианте — использованы стандартные (пружинные) передняя вилка и задние амортизаторы.

Спортивный мотоцикл «СПИДВЕЙ-125 Юниор» предназначен для тренировок и соревнований по спидвею среди юниоров. Оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем Минского мотовелозавода с рабочим объемом 123 см3.

 

Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

 

Что такое мокик?

Согласно принятой в СССР классификации мокиками называют легкие одноместные мотоциклы с ограниченной кубатурой и мощностью двигателя. От мопедов они отличаются тем, что не имеют педалей, но оснащены кикстартером для пуска двигателя. Для обозначения такой машины в слове «мопед» окончание «-пед» (педали) заменяется на «-кик» (кикстартер). В настоящее время эта терминология принята не везде, и в зависимости от особенностей национальных классификации мокики в некоторых странах не выделяются в самостоятельную категорию, а относятся либо к мопедам, либо к мотоциклам.

 

Двигатели завода «Вайрас»

Используемый на всех рижских и львовских мокиках двухтактный, одноцилиндровый двигатель В-50 или В-501 с двухступенчатой коробкой передач имеет мощность 1,47 кВт и объем 49,8 см3. Различие между двумя типами двигателей — в системе переключения передач (у В-50 — ручное, сблокированное с рычагом выжима сцепления, у В-501 — с помощью ножного рычага). Оба двигателя отличаются от предшествовавших им моделей повышенной надежностью коробки передач и сцепления. С увеличением мощности генератора (45 Вт вместо 15 Вт) не только облегчен запуск двигателя и улучшена работа системы зажигания, но и стало возможным по отдельным заказам устанавливать на мотоциклы стоп-сигналы и указатели поворотов при экспорте в страны, где их наличие обязательно.

Оба двигателя имеют мощность, ограничивающую скорость движения верхним пределом 40 км/ч. Сделано это для того, чтобы мокик стал доступным наибольшему числу покупателей — от подростков до лиц преклонного возраста. Ведь во многих странах для управления транспортным средством с такой технической характеристикой не требуется водительских прав.

 

 

«Автоэкспорт информирует», 02/1987 (с сокращениями)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *