Сегодня — «Обрій», завтра — «Галичина»

Приватизация — взгляд вблизи

 

 

ПРОДУКЦИЯ «Львовского мотозавода» — велосипеды для детей и подростков, мопеды — имеет неизменный спрос у потребителя. Превращение государственного предприятия в ОАО привело к качественным изменениям в производстве. Образовано семь дочерних фирм, начался выпуск новых, в том числе и непрофильных конкурентоспособных товаров — малой сельскохозяйственной техники. Вслед за юношеским велосипедом «Горизонт» осваивают выпуск велосипеда для взрослых «Галичина».

 

Но в общем признаем, что последствия ваучерной приватизации 1995-1996 годов не радуют: она не создала новых владельцев-хозяев. Неудивительно, что предприятия уменьшили объемы производства или вовсе остановились. Пакеты имущественных или компенсационных сертификатов скупают для перепродажи частные лица, которым безразличны производственные проблемы. Вследствие малой приватизации имущество получили в основном трудовые коллективы, но что касается крупных и средних предприятий, то так называемая льготная приватизация дала их работникам (вместе с пенсионерами) только 1-5 процентов акций от уставного фонда. Конечно, рабочий не чувствует себя хозяином. Интенсивность его труда не увеличилась, дисциплина не улучшилась.

 

Что же при таких обстоятельствах можно сделать собственными силами? Мы убедились, что прежде всего не стоит ждать указаний от министерства или местных органов власти. Провели реструктуризацию, образовали семь самостоятельных подразделений, которые модернизируют технологические процессы и производят ликвидную продукцию. Но ряд проблем предприятия (и наше — не исключение) не могут решить самостоятельно. Желание стабилизировать производство и работать эффективно будет в коллективе лишь тогда, когда изменим философию приватизации средних и крупных предприятий, а именно: выделять для их работников пакет акций не менее 26 процентов, позволить выкупать пакеты акций за денежные средства на фондовых биржах и коммерческих конкурсах наравне со всеми желающими. Для оперативности и возможности маневра финансами необходимо упростить процесс размещения акций в зависимости от спроса на них у населения. Нужно развеять иллюзию, что люди, вложившие свои ваучеры в предприятия, являются совладельцами его имущества. Только инвестиционные компании и физические лица, владеющие пакетами акций, при желании могут помочь предприятиям стабилизировать производство и платить дивиденды на акции.

 

Желательно в каждой области создать при центрах приватизационных аукционов специальные органы, которые смогли бы сплотить многочисленных «собственников» имущества, приобретенного за ваучеры, в общество акционеров. В дальнейшем уже они будут решать, что делать с пакетом акций: продавать на бирже или сконцентрировать в руках одного реального владельца.

 

Сегодня - Обрій, завтра - Галичина

 

В этом году планом размещения акций ОАО «Львовский мотозавод» предусмотрено проведение коммерческого конкурса за средства. Насущная потребность, чтобы этим делом занимались предметно специализированные подразделения министерств и облгосадминистрации. Эффективность их работы будет определяться непосредственным участием в выполнении планов размещения акций предприятия. По нашему мнению, эта работа не координируется на макроуровне, нет целевой направленности и плановости в регионах. Нужно от конференций и презентаций переходить к конструктивной деятельности, от накопления бизнес-планов — к конкретному сотрудничеству с реальными инвесторами в сфере производства и сбыта продукции. Целесообразно изучить контингент промышленников и бизнесменов украинской диаспоры и предлагать инвестировать привлекательные для них предприятия, приватизируемые на Украине.

 

Что касается мотозавода, то нам есть что показать и рассказать потенциальному инвестору. Финансовая и производственная самостоятельность, законченный технологических цикл позволяют в каждом из семи подразделений проявить инициативу. Администрация акционерного общества отходит от оперативного внутреннего управление и сосредотачивается на перспективных вопросах развития.

 

Многочисленные проблемы нашей экономики возникли из-за ошибок на государственном уровне, а предприятия стали «заложниками». Поэтому считаем, что именно правительственные структуры обязаны теперь помочь производственникам остаться на плаву.

 

Евгений ПАЛИГА, председатель правления ОАО «Львовский мотозавод», кандидат экономических наук.

 

 

«Голос України», 10/1997 (на укр. яз.)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *