Долго ли мотороллер будет вне закона?
— Папа, папа! Смотри, дяденька едет на самокате.
И правда, мимо проехал солидный мужчина на детском самокате с велосипедным моторчиком. Это был самодельный микромотороллер, один из тех, о которых рассказывалось на страницах журнала «Техника — молодежи».
Сегодня таких микромотороллеров уже немало. Микромотороллер обладает многими бесспорными преимуществами: его вес не превышает 15 кг, однако с веломоторчиком «Д-4» такой «карлик» способен развивать скорость до 40 километров в час, неся более 100 кг груза. Нужно ли говорить, насколько удобен микромотороллер в большом городе, где его без труда можно внести в квартиру, трамвай и т. д.
Откуда пришли микромотороллеры?
Все они сегодня — полусамоделки. Недавно в продаже появились детские самокаты с надувными баллонами. Поступили на полки магазинов и велосипедные моторчики. Вполне естественно, что любители не могли пройти мимо того факта, что в двух соседних магазинах продаются по отдельности составные части, которые в соединении дают отличный микромотороллер.
Так на улицах Москвы появился этот «самозванец», дитя никем не признанное, не благословленное, без имени и прописки.
Вначале на «незаконнорожденного» работники ГАИ и ОРУДа вообще не обратили внимания, полагая, что подобное любительское конструктивное дитя долго не проживет. Позже, когда микромотороллер стал «объективной реальностью», работники ГАИ стыдливо отвернулись, вообще отказавшись принять неизвестно откуда появившегося «отщепенца».
В результате водителям пришлось довольствоваться велосипедными номерами, которые они сконфуженно прикрывали полами пиджаков, кокетливо проносясь мимо постовых милиционеров, чьи лица в этот момент делались до крайности задумчивыми.
Малютка, вопреки всяческим ожиданиям, не исчез, а все рос и рос. Все чаще и чаще по улицам Москвы стали разъезжать дяди на самокатах для мальчиков 8—10 лет. Мало того — они начали вырываться в первые ряды, обгонять автомобили и т. д.
И тогда поднялось тревога. В ОРУДе было принято решение запретить передвижение по улицам города на самодельных мотороллерах.
Старший госавтоинспектор тов. Устинович любезно разъяснила нам это распоряжение:
— Микромотороллер настолько маленький, что когда на нём едет человек, его не видно и другие водители могут на него наехать. К тому же такой мотороллер не является украшением столицы. Поэтому мы и запретили на них езду в Москве.
Комментарии, как говорят, излишни. Однако число микромотороллеров упорно продолжает расти, и на это нельзя закрыть глаза, отделавшись всемогущим «запрещаю».
Хотят или не хотят этого работники ГАИ, однако рано или поздно им все же нужно будет признать микромотороллер одним из видов городского транспорта с соответствующим оформлением технической документации.
В то же время стоит серьезно подумать о широком промышленном выпуске микромотороллеров; за готовыми образцами, технически вполне совершенными, недалеко ходить — их десятки. Нет сомнения, что микромотороллер сразу же завоюет популярность своей невысокой ценой и высокими эксплуатационными качествами.
П. ОРЕШКИН.
«Комсомольская правда», 08/1959