«Красный Октябрь» дает «Фору»
В прошлом номере «Мото» мы поместили информацию о дебюте на московской ярмарке в конце октября новой модели мокика «Фора”, производимой с.-петербургским “Красным Октябрем” совместно с Рижским мозаводом. Нашему корреспонденту Ивану КСЕНОФОНТОВУ посчастливилось застать на этой выставке сразу двух ”виновников торжества”: главного конструктора АО “Красный Октябрь” Станислава Теофиловича БАУЭРА и главного конструктора Рижского мотозавода Сергея КИСИЛЯ и записать беседу с ними.
Корр: Господин Кисиль, ваше сотрудничество с «Красным Октябрем» началось еще несколько десятилетий назад и пример тому бестселлер для русских дорог мопед ”Рига—13″. Потом был некоторый перерыв. И вот мы видим новые совместные модели. Расскажите, как сейчас складываются взаимоотношения?
С.К.: Действительно, у нас был перерыв, связанный, в основном, с нестабильностью таможенных правил, в плане же чисто человеческих отношений никакого перерыва не было. Рижский мотозавод сейчас одно из немногих предприятий Латвии, оставшихся «на плаву» и выпускающих серьезную продукцию. Мы активно ищем рынки сбыта, возможности сотрудничества с другими и вот в прошлом году восстановили наши связи с “Красным Октябрем». В короткие сроки на основе их новых двигателей «Д-16» и «Д-20» сделали модель «Фору». По-прежнему выпускаем «Ригу-13″, в этом году ее берут даже лучше — все-таки на российском рынке это самое дешевое транспортное средство, дешевле многих велосипедов.
Но сотрудничаем мы не только с “Красным Октябрем», у нас неплохие отношения с англичанами, и доказательством тому детский мотоцикл «Босс» с мотором, опять-таки от нашего с.-петербургского партнера.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом сотрудничестве.
С.К.: Английскую фирму, раньше она называлась «RTX», а сейчас — «Offroad Leisure UK» — возглавляют три компаньона, имеющих более чем двадцатипятилетний опыт работы с еще советской мототехникой. Последнее время англичане работали с Минским мотовелозаводом, продавали в Англии триальные мотоциклы. Они нас научили оперативно реагировать на рынок. Мы сотрудничаем с ними полтора года, за это время освоили четыре новые модели, но все они связаны со внедорожниками («off-road») для детей и подростков от 6 до 14 лет.
«Босс». Взыскательный британский рынок требует обилия хрома.
Англичане научили нас применять нестандартные технические решения, такие как выхлоп через раму, рама-бензобак… Эти люди очень скрупулезно работают на рынке, и несмотря на достаточно высокие цены, умудряются продавать только в Англии по полторы тысячи различных модификаций в год. Поэтому сотрудничество с ними дорого нам по двум причинам: это хорошая конструкторская и техническая школа и с финансовой стороны — хорошая подпитка нашей экономики.
Корр.: Если можно, несколько слов об объемах производства и какие планы на будущее?
С.К.: Сегодня мы выпускаем около 10 000 мопедов, в том числе делаем для Словакии экипажную часть, на которой они монтируют свой двигатель. Поставляем экипажные части в Чехию, Англию, Швецию и, конечно, в С.-Петербург, куда в этом году отправили более 2000 штук. В основном под двигатель «Д-8» и несколько сот штук под «Д-16». Параллельно будем продолжать устанавливать двигатели «Франко Морини», словацкие «М-225», шяуляйский мотор V-501.
«Фора-Спринт».
Корр; Станислав Теофилович, теперь к Вам несколько вопросов. Прежде всего, поздравляем с новым двигателем, вы так долго держали его разработку в секрете от нас, — и вот, наконец, он родился…
С.Б.: Большого секрета, в общем, не было. Но сейчас уже можно сказать, что двигатель, как мы считаем, получился неплохой и по результатам испытаний, и по отзывам небольшого числа потребителей. Двигатель «Д-16» кубатуры 50, односкоростной, с автоматической муфтой сцепления. Его мы практически освоили и уже собрана первая промышленная партия. Второй двигатель, «Д-20», который мы параллельно готовим, — это двухскоростной автомат, он будет запущен, видимо, в январе-феврале. Сейчас изготовлена опытная партия, которая проходит испытания.
Корр.: А где будут собираться новые мопеды?
С.Б.: У нас, на “Красном Октябре». Мы получаем из Риги комплектующие и будем собирать все модели, кроме детского “Босса», который рижане делают совместно с англичанами
«Фора-Классик».
Корр.: Расскажите о технических особенностях двигателя «Д-16».
С.Б.: По сравнению с «Д-8М» и «Д-14» мы увеличили кубатуру до 49,8 куб. см. Цилиндро-поршневая группа нового двигателя с карбюратором полностью заимствована от «Д-14М». Учли критику «Мото» и других пользователей, которые говорили, что на «Пегасе» с места не тронешься и ездить невозможно. Сейчас характеристика двигателя стала лучше — возрос крутящий момент на низких оборотах, что в сочетании с автоматическим сцеплением полностью изменило динамику мокика. Впервые на наших моторах появился кикстартер. Простота управления несравнима — ручка газа, тормоз и все. Карбюратор сейчас применён “пекаровский”, немного измененный К60ВБ, зажигание — электронное бесконтактное. Заключили договор с одной фирмой, которая занимается разработкой зажигания с механическим прерывателем. Оно будет проще и дешевле. В общем, у покупателя будет возможность выбрать, кому что нравится.
Корр.: И какой планируется объем производства?
С.Б.: Об объемах сейчас говорить трудно. Отсутствие у потребителей денег очень влияет на спрос. В принципе, мы рассчитываем в будущем году довести производство до десяти тысяч в год. Понятно, что на спрос влияет и цена, и хотя мы стараемся всеми силами ее снизить, «помогает» государство: так, после таможенных и других сборов цена получаемых из Риги деталей для ходовой части возрастает практически в два раза.
Корр.: А в Латвии такая же ситуация?
С.К.: Нет, мы платим только налог на добавленную стоимость. Таможенной пошлиной наши комплектующие не облагаются. То есть мы закупаем из России двигатель, из Чехии и Словакии резину, из Португалии фару и задний фонарь — и платим только налог на добавленную стоимость. Таким образом, у нас стоимость мокика получается значительно ниже, чем в России.
С.Б.: В России надо принимать отдельные законы по авто- и мототранспорту. А то сейчас все одинаково, плати с кубатуры…
С.К.: Например, за «Босса», который мы сейчас привезли на выставку, мы заплатили растаможку 350$, — а это как раз его заводская стоимость.
«Фора-Мини».
Корр.: Вернемся, однако, к «Форе». Кто делает для нее литые колеса?
С.К.: Эти колеса остались еще с советских времен. Они были отлиты на механическом заводе в удмуртском городе Глазове. Пресс-форма там и сейчас имеется, и мы пытаемся восстановить наши контакты. В принципе, мы сейчас можем покупать эти алюминиевые колеса в Италии, Словакии. Причем сейчас европейский рынок предлагает гораздо более дешевые изделия, чем российские предприятия.
Корр.: Новые мокики «Фора» уже продаются?
С.Б.: Первая партия, собранная в конце года, была распространена среди работников завода, чтобы получить отзывы. Сейчас занимаемся сертификацией.
Технические характеристики.
Корр.: Готовится ли что-нибудь еще?
С.К.: «Фора» — это как бы дорожный вариант. Еще прорабатывается городской вариант, на котором рама и бак занижены — он, видимо, понравится женщинам. А вообще мы сейчас завязали отношения с несколькими фирмами, которые могут мобильно менять облик чуть ли не каждый месяц.
Мы надеемся, что до весны будут решены все формальные вопросы с сертификацией и новые модели поступят в продажу. А пока семейство «Форы» и «Босс” можно увидеть в московском магазине «Восход» в Юрьевском переулке д. 22.
Иван КСЕНОФОНТОВ. Фото автора.
«Мото», 01/98