За границу, в Ригу…
Древняя Рига не только ближняя заграница, но и родина любимых многими мокиков. Фото В. Волынского.
Новые времена принесли нам невиданные ранее возможности. Например, каждый человек теперь может свободно съездить за границу. Мы за последний год дважды этим воспользовались. Сначала съездили в самостийную Украину, во Львов, теперь же — в независимую Латвию, в Ригу…
Несмотря на все попытки «влиться в русло цивилизации», древняя истина о том, что «у России собственный путь», вновь и вновь дает себя знать — можно сказать, мы ощущаем ее собственными боками. Так и наши мотоциклисты — по мере продвижения к рыночной экономике видят не обогащение рынка, а его бесповоротное оскудение. Сначала взвыли любители чешских мотоциклов — в мгновение ока исчезли «Явы» и ЧЗ вместе со всеми запчастями. Теперь же «иностранными» оказались мотоциклы «Днепр», а заодно с ними и все наши мокики и мопеды, Но если при всех угрожающих маневрах Украина вряд ли сможет уплыть «всерьез и надолго», то все бывшие республики Прибалтики явно не возражали бы отдалиться даже на другую планету.
Потому-то в командировке на Рижский мотозавод нас, прежде всего, интересовал вопрос: будем ли мы видеть его продукцию в наших магазинах в ближайшем будущем или же наш интерес к мокикам марки «Рига» вскоре станет таким же платоническим, как к аргентинской «Занелле»?
Признаемся честно: на заводе прямого ответа на этот вопрос не смог дать никто. Более того, заводчане сами мечтали бы знать этот ответ. В отличие от политиков, они прекрасно понимают, что разрыв всех связей с восточными соседями означает мучительную смерть от удушья. Тот рынок, где в ходу марки, доллары и прочая СКВ, переполнен до отказа, и нового конкурента ласковая встреча там не ожидает.
«Дельта» с литыми колесами уже не редкость в магазинах.
Трудности усугубляются тем, что Рижский мотозавод, как никакой другой, зависим от поставщиков. А их география в нынешних политических условиях прихотлива, разнообразна и непредсказуема последствиями. Двигатели делают в соседней Литве, но экономика сантиментов не знает, и цену за эти моторчики заламывают ныне невообразимую. Некоторые же комплектующие вообще поставлялись из районов, стыдливо именуемых ныне «зонами конфликтов». Вот и приходится заводу неделю работать, а на неделю-другую отправлять рабочих в незапланированный отпуск.
Проблем со сбытом пока нет, несмотря на то, что цена мокика в рублях давно перескочила стоимость автомобиля пару лет назад. Но львиная доля продукции, как и раньше, отправляется на Восток — теперь уже через новые торговые структуры. Резонно спросить, что случится, когда рубль не будет иметь никакого значения на территории Латвии, а местная валюта не будет никого интересовать за ее пределами? Вопрос, не правда ли, интересный? Интересный настолько, что работники завода боятся и думать над ответом.
Как и другие мотозаводы бывшего СССР, Рижский возлагает надежды на поиск западного партнера — хотя бы даже этот вожделенный «Запад» был на Дальнем Востоке или в Африке. Но, в отличие от других, он оказался в наихудших условиях.
Ведь не секрет, что гостей с Запада привлекают не наши производственные мощности — уж в них-то нет ничего привлекательного. Для них соблазнительна перспектива освоения новых рынков — и Россия или Украина воистину представляются лакомыми кусочками. Миниатюрный же рынок трех государств Балтии, а все идет к тому, что он вскоре ужмется как раз до таких размеров, их явно не вдохновляет.
Есть, правда, и более ближний Запад — наши недавние собратья по «соцлагерю». До последнего времени у рижан были с ними неплохие контакты, совместно со словацким заводом в Коларове они освоили несколько лет назад производство мокиков «Стелла». Однако, обнаружив, что «Стеллы» имеют лучший сбыт, чем его собственные мопеды «Бабетта», завод в Коларове от сотрудничества быстренько отказался. Нашелся партнер в Польше — завод «Дезамет», выпускающий неплохие по нашим понятиям двигатели. Но, к сожалению, партнеры из Польши или Венгрии часто неплатежеспособны.
«Стелла» с шауляйским мотором.
Единственный контракт, о котором в Риге говорят с гордостью,— соглашение с одним шведским предпринимателем. Впрочем, и здесь не обошлось без извечных «но»: он берет в Латвии только ходовую часть, предпочитая устанавливать двигатели и узлы электрооборудования западных фирм. Да и объемы поставок таковы, что с ними вполне справляются рабочие экспериментального цеха. Продукцию главного конвейера поставлять скандинавам опасаются…
Taк что логика экономики вынуждает все-таки искать союзников на привычном рублевом пространстве. Надо сказать, этот поиск ведется довольно успешно. Нашлись два солидных партнера в Санкт-Петербурге, готовых перейти от военных заказов к выпуску мотодвигателей. Вместе с ними подготовлена к производству модель нового мопеда «Рига-15», которая уже в конце 1992 года должна была сменить устаревшую по всем параметрам «Ригy-13». Ho все радужные перспективы, увы, зависят от политиков. Как всегда, к «верхам» одна просьба: «Лишь бы не мешали!»
А политики подготовили заводу шикарный сюрприз в виде закона о возврате собственности бывшим хозяевам. И потомки таких хозяев нашлись среди западных бизнесменов. Правда, к возвращению им завода они отнеслись с большой осторожностью. Такая собственность может оказаться выгодной лишь после внушительных капиталовложений. Как бы, приобретя, не потерять…
Да, все мы вышли из одной страны, как бы ни старались ныне разделиться. И проблемы, встающие перед Рижским мотозаводом, общие с теми, от которых болят головы у производственников и в России, и на Украине. Вконец изношенное оборудование, допотопная конструкция всех узлов, да еще всеобщий экономический хаос. Надежда лишь на новые разработки своих конструкторов. А творческий задел у завода есть. В этом заслуга людей, которые продолжают заниматься любимым делом, не примыкая к тем, кому непременно надо всех разделить на «наших» и «не наших».
Мы упомянули о новой модели мопеда «Рига-15». Она уже на полпути к производству, и мы надеемся вскоре рассказать о ней подробнее в рубрике «Салон». Есть кое-что и в перспективе: нам показали очень интересный 90-кубовый спортивный мотоцикл, который, впрочем, вряд ли дойдет до конвейера из-за отсутствия… двигателя. И еще одно новое направление в работе завода: амфикары. Разработка этих многоколесных вездеходов началась несколько лет назад, но лишь сейчас получила свое практическое воплощение. Уже начато их мелкосерийное производство (предупреждаем сразу: очень мелкосерийное) на площадях экспериментального цеха.
Таким может стать массовый кроссовый мотоцикл.
И на прощание — еще один фактик, смешной до слез. Как нам признались на заводе, больше всего здесь мечтали бы освоить производство велосипедов. Но увы, гибкость постсоциалистической экономике не присуща так же, как и социалистической. И крупному заводу оказывается не под силу то, чем занимались 60 заводиков и мастерских в старой Латвии. А пока удалось заключить соглашение с велостроителями из Пензы: комплекты деталей велосипедов в обмен на комплекты деталей «Стеллы».
А. ВОРОНЦОВ, В. ВОЛЫНСКИЙ, спецкоры «Мото»
г. Рига
«Мото», 02/93