Через тернии — в подвал

Тайны погребения «Ориона» и «Сириуса»

 

Через тернии - в подвал

 

В конце 80-х в вашего покорного слугу вселился бес — стал одержим покупкой нового мотоцикла. Но вот незадача, если буквально за год до этого не возникало и тени сомнений, что брать надо только «Яву», то теперь они родились.

СМИ обещали всем страждущим появление новейшего «Иж-Ориона» — с лицензионным четырехтактным двигателем солидного объема, мощной телескопической вилкой, дисковым тормозом, литыми колесами… Пальчики оближешь! «Ижмаш» заявлял о скором (вот-вот, буквально на днях) их появлении в продаже. Не сомневался, что увижу в новинке символ очередного прорыва в техническом уровне отечественной техники. Шутка ли, двигатель — от «Ямахи ХТ-550», с начала производства которого не прошло и десяти лет… Взвешивал: может, не спешить с «Явой», подождать чуть-чуть?..

Нет, не вынесла душа — ездить жуть как хотелось. И в моем гараже появилась новенькая «чешка». Однако отступной для себя я оставил — как только появится «Орион», тут же «махнусь не глядя».

Шло время, я менял мотоциклы и, заинтригованный, недоумевал: куда пропал «Орион»? Лишь сейчас удалось узнать некоторые подробности тех драматических событий.

Работа над «Иж 7.109 Орион» шла вовсю с привлечением самых сильных разработчиков, на подхвате у них были все творческие силы «Ижмаша». Такая концентрация специалистов объяснялась тем, что вышло решение руководства отрасли о переводе производства в Ижевске на выпуск техники международного класса с объемом двигателя 500 см3. Для этой цели у «Ямахи» купили лицензию на производство четырехтактного двигателя (сумма была так велика, что сейчас участники тех событий попросту отказались ее называть — стыдно, что столько профукали), передней вилки, литых колес и дискового тормоза с гидроприводом. «Иж-Орион», по сути, должен был открыть принципиально новое модульное семейство мотоциклов: со сменными хвостовой частью рамы и подрамником для установки различных силовых агрегатов, моноамортизатором задней подвески и внешностью классического дорожника… Результат — ноль!

Но — стоп! А что произошло бы, если бы все повернулось к лучшему? Может, этот вопрос все-таки возник тогда, в 80-е годы? Ответ на него не сулил ничего хорошего.

Ведь поначалу никто не подумал, чем «кормить» четырехтактный двигатель воздушного охлаждения (моторное масло должно смазывать узлы и двигателя и КПП). В Советском Союзе тогда не существовало масла, удобоваримого для японского движка. М8 или М12? Увольте! Это все равно что трезвенника напоить денатуратом. Открывать новое «масляное» производство? Слишком дорого — это вам не БАМ, и никто под него денег не выделил бы. И стали в Ижевске отесывать «японца» под наши стандарты: разделять по маслу двигатель и коробку передач. Сколько шишек набили в процессе подобной демодернизации, лучше и не знать. Никогда еще в отечественном мотопроме не применялись такие детали, как компактный масляный фильтр, поршневые кольца большого диаметра, оригинальная цепь ГРМ и роликовый подшипник нижней головки шатуна. Наибольший же вред нанесли технологи, стремившиеся максимально упростить деталировку, формы и, самое главное, уменьшить затраты. Из тепловоза паровоз — про них сказано. Но его все же построили: хроменький и косоглазенький — да наш! Опытную партию, собранную чуть ли не вручную, все же удалось выпустить.

Однако «сверху» стали раздаваться реплики типа: кому нужен такой проблемный мотоцикл? «Четырехтактный» проект бесславно усоп.

Но хоронить покойника не стали — жалко закапывать пятилетний конструкторский опыт.Вживили в «орионовскую» ходовую жидкостный двухтактник собственного производства, унифицированный по коробке с двигателем “Ямаха”. Испытания таких мотоциклов, получивших название «Иж 7.110 Сириус», проводились полным ходом, близилась к завершению корректировка конструкторской документации. Появилась новинка и в рекламных проспектах завода. Но чем успешнее шли дела, тем прохладнее к выпуску новых машин относились руководители мотопроизводства в оборонном холдинге «Ижмаша». Поджимали по мелочам, требовали новых проверок узлов, подгоняли, под старые ГОСТы… И «молодых» загнали-таки в гроб.

Эти модели называют неудачниками. Их в музее «Ижмаша» расположенном в бомбоубежище, десятки: модернизированные «Планеты» и «Юпитеры», кроссовый «Иж 7.205», эндуро «6.902», никому не известные «Планета-6», «Юпитер 500» и множество других экзотических аппаратов.

Любой знающий толк в байках, познакомившись с ними, унесет в себе из подвала чувство гордости за специалистов отечественного мотопрома.

Идея создания «полтинников» на «Ижмаше» вынашивалась давно. Уже в начале 70-х раскручивалась программа разработки мини-мотоцикла. Однако Институт конъюнктуры и спроса выдвинул судьбоносное решение: мотороллеры класса 50 см3 в ближайшее десятилетие пользоваться спросом не будут. И эту тему закрыли. Лишь в 80-х удалось возобновить работы по перспективному, как его теперь называют, направлению.

 

Через тернии - в подвал

 

С энтузиазмом на заводе восприняли известие об объявленном Миноборонпромом СССР конкурсе на новую модель мотороллера. Нужно было предложить трехколесное городское транспортное средство, компактное, складное, с двигателем до 50 см3. Трехколесная схема выбрана как наиболее устойчивая при движении по прямой и при остановках. «Подводные камни» такой конструкции (склонность к опрокидыванию в поворотах, жесткость складного механизма) успешно прошли авторы проекта Б. Аверьянов, К. Колосов, Э. Ложкин и Р. Мачихин. Оригинальные технические решения гармонировали с ярким и самобытным дизайном мотороллера, который и по сей день выглядит свежо и современно. Конкурс ничем не закончился — увяз в бюрократической волоките.

 

Через тернии - в подвал

 

А не хотите ли прокатиться на советском грант-туринге? В подвале есть такой — пластиковый монстр размером с «Голд Винг», комфортабельное сиденье, массивные обтекатели, хитросплетение «начинки» и ко всему — гордое имя «Лидер» на борту. Неужели такие фешенебельные аппараты спроектировали у нас? Эта дорожная ракета разрабатывалась в начале 90-х для КГБ СССР в рамках темы «Эскортный мотоцикл». В качестве силового агрегата использован 57-сильный роторно-поршневой двигатель, разработанный в бывшем ВНИИмотопроме, конструкция рамы, трансмиссии и шасси во многом перешли с ранее разработанных эскортников. Если динамические качества «дивана» вызывают сомнения (уж больно тяжелый и громоздкий), то с защитой от ветра и грязи здесь все в порядке. Массивный обтекатель гармонично прикрывает всю ходовую, расступаясь лишь в посадочных местах. Отделка приборного щитка вообще — супер. Авторов проекта А, Перевозчикова (нынче он главный конструктор «Ижмашмото») и В. Савельева все хвалили за хорошую управляемость и устойчивость мотоцикла на трассе. С развалом Союза «Лидеры» остались не востребованы.

 

Через тернии - в подвал

 

Ижмашевцы не сдавались. В начале 90-х пробовали себя и в области самых миниатюрных средств транспорта. Молодые специалисты дизайнер А. Важенин и конструктор А. Куликов осуществили трансформацию проекта с листа в «железо». Однако при всей перспективности разработки (аппараты могли использоваться в аэропортах, на территориях рынков, складов, заводов да и в пределах микрорайонов и поселков) и эту тему прикрыли. Почему? Чиновники походя казнили тему: «Не наш «формат» — здесь вам не Европа, здесь климат иной…»

 

Через тернии - в подвал

 

Последний из неудачников — мотороллер «Flash». Тайваньская компания «Саньянг» предложила использовать свои двигатели — «полтинники» с автоматической трансмиссией в ижевских ходовых. Компоновка, дизайн и изготовление опытных образцов легли на плечи конструкторского, коллектива В. Соловьева, И. Булатова и С. Благих. Демонстрационный «Flash» при проведении первых испытаний не разочаровал. Разочарование пришло потом: партнерские контакты, которые поначалу завязывались легко и «до гробовой доски», так же быстро разрывались.

Каждая из «звезд» — обитателей подвала достойна серийного производства. Но, не судьба… А судьба ли? Если мы и повязаем в проблемах, то только в тех, что сами же себе создаем. Твердим об особенностях нашего пути развития, но выражаются они только в том, что загоняем в подземелья плоды работы — иногда блестящие — талантливых конструкторов. А может, рискнуть и начать выпускать мотоциклы, а не утилитарные тарантасы? «Звезды», пусть они и в подвалах, уже зажжены и только ждут часа, чтобы воссиять.

 

Текст: Михаил Лапшин. Фото: Виктор Волынский, Александр Батыру.

 

 

«Мото», 03/2000

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *