«Стриж» — еще птенец

 

Стриж - еще птенец

 

Что происходит? Неужто дожили до тех времен, когда отечественные мотопроизводители стали прислушиваться к нашему, потребителей, мнению? За последние годы появилась целая гамма «крылатой» (мода что ли такая?) малокубатурной техники. Если «Пилоты» и «Птахи» уже вылетели из родимого гнездьшка по мотосалонам страны, то вятско-полянский «Стриж» только пробует оперение.

Роды были долгими и тяжелыми. Шутка ли: Вятско-полянский завод «Молот» тряхнул стариной (помните «Вятки» и «Электроны»?) и воспроизвел-таки довольно оригинальный мопед. Неизвестно, какая ждала бы его судьба, не вспомни вятичи о 50-кубовом силовом агрегате «Симсон», лицензию на производство которого закупили еще в конце 80-х у немцев. За считанные месяцы на заводе освоили выпуск моторов и параллельно разработали на его базе конструкцию мотороллера. В прошлом году первый «Стриж» был готов. Но полет получился топориком.

Ничего не поделаешь, прежде всего о том, что бросается в глаза — недоработки. Их «букет» — как в дизайне, так и в конструкции. Люфт в рулевом управлении такой, что штурвал просто болтается. В пластике щели, седло, впору сказать, кустарной работы. По всему видно: экспериментальный образец… Новорожденный «Стриж», как блохами, кишит недостатками.

 

Стриж - еще птенец
Силовой агрегат «Симсон» спрятан: под облицовкой площадки для ног.

 

Машина построена по мотороллерной компоновке: комбинированная рама из алюминиевых отливок и небольших стальных сегментов накрыта блочным пластиком и опирается на 10-дюймовые колеса. Все кажется удивительно родным и знакомым: массивный руль, рулевая стойка плавно переходит в площадку для ног с хребтом жесткости посередине, рычаги переключения передач и заднего тормоза на своем традиционном месте в полу, угловатое сиденье скрывает под собой горловину для топлива. «Веспа», «Вятка»? Всего понемножку, но с претензией на оригинальность в духе времени, Вот только где багажные емкости? Похоже, конструкторы отказались от них. Даже от «бардачка» в рулевой колонке — неизменного атрибута абсолютно во всех моделях — аналогах. Остается надеяться на то, что создатели машинки опомнятся. А вот со световыми элементами и приборной панелью они обошлись по уму, крупные мотоциклетные поворотники, фару, спидометр и индикаторы удалось идеально разместить в пластике руля.

 

Стриж - еще птенец
Просто и со вкусом: приборная панель укомплектована мотоциклетными приборами и переключателями.

 

Как же «Стриж» летает? Убогая внешность не предвещала ничего хорошего. И ожидания оправдались. Сначала пришлось искать топливный краник, расположен он неудобно — приходится залезать снизу под облицовку. Затем — обогатитель карбюратора. Поразительная вещь: чтобы добраться до него, нужно снять пластик на площадке для ног. Неужели при запуске каждый раз владельцам придется выкручивать винты и лазить в недра скутера? (Одна радость: можно попутно рассмотреть лицензионный «Симсон» — силовой агрегат размещен непосредственно на раме, а не на маятнике, как у большинства мотороллеров, и практически полностью закрыт облицовкой.) Неужели небольшого воздухозаборника спереди хватит для эффективного охлаждения двигателя? Посмотрим… А вот запускается «Симсон» с пол-оборота. И на том спасибо, наконец-то хоть чему-то можно обрадоваться.

Сажусь. Водительское место свободно и комфортно: руль расположен высоко и не упирается в колени. Отмечаю: посадка у аппарата низкая, подвески мягкие (передняя — непонятной конструкции, взятой, видимо, от артиллерийской установки, задняя — маятниковая с двумя амортизаторами) и в сочетании с удобным сиденьем позволяют получить удовольствие от езды, но на небольшой скорости. «Стриж» тянет неплохо, 3,5-сильного мотора вполне хватает для динамичного разгона, да и 4-ступенчатая коробка передач радует четкостью работы. Однако при движении явственно ощущается несовершенство ходовой части. Машину слегка «ведет» то в одну, то другую сторону, приходится постоянно подруливать и быть начеку. Причина виляния — в сильном люфте рулевого управления, лишенного, к тому же, ограничителей поворота, так что колесо можно вывернуть даже на 90°.

 

Стриж - еще птенец
Нет, это не фототрюк; переднее колесо может повернуться перпендикулярно движению. Дисковый передний тормоз оригинальной конструкции.

 

Изюминка мотороллера — тормозные системы. Где вы еще увидите на отечественных «полтинниках» дисковые передние тормоза? Конечно, не с гидравлическим приводом, а с обычным механическим, но тем не менее… Работа заднего барабанного тормоза заслуживает положительной оценки. Как и нешумный выхлоп: «Стриж» — тихий птенчик.

Вятский мотороллер во многом проигрывает современным зарубежным скутерам. Но не забывайте, что конструкторы ставили перед собой цель создать дешевый и неприхотливый в эксплуатации транспорт с розничной ценой до 4500 руб. Именно поэтому пришлось отказаться от раздельной системы смазки, лепесткового клапана и электростартера. Вероятно, из конструкции рамы будет исключен дорогой алюминий. Но даже при таком спартанском минимуме «Стриж» способен составить конкуренцию малокубатурным собратьям.

Уже в нынешнем году «Молот» выпустит первые 150 машин на потребительские испытания. Будем надеяться, конструкторы учтут наши совсем не высокие требования.

Мотороллер «Стриж» проходил сертификационные испытания на центральном автополигоне в Дмитрове (НИЦ по испытаниям и доводке автомототехники). Мы попросили прокомментировать новинку заведующего сектором испытаний и доводки мототехники Александра Лещенко.

— Нужно учесть, что конструкция «Стрижа» еще не доработана. Но на нынешнем этапе испытаний (машина прошла более 3000 км) она заслуживает в целом положительных оценок. Основные замечания возникли к дизайну, эргономике, механизмам передней подвески и рулевому управлению. Нынешняя конструкция не обеспечивает беззазорного закрепления узлов. Следствие этого — люфты, в частности, большой люфт в рулевом механизме, который должен быть полностью изменен. Вятичи продолжают совершенствовать дизайн и эргономику. А у нас впереди температурные тесты силового агрегата «Стрижа». Отработанность и неприхотливость «Симсона» известна всем, поэтому, надеюсь, осечек с ним не будет.

 

Михаил ЛАПШИН, фото Александра Дмитриева.

 

 

«Мото», 03/99

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *